Каждому читателю известно выражение, вынесенное в заголовок статьи. Оно родилось в связи деятельностью князя Потёмкина, который по маршруту движения Екатерины II выстраивал бутафорские деревни. Говоря современным языком, это деревни камуфляжные, неправдивые, пускающие пыль в глаза.
Каким образом эти деревни-декорации связаны с образованием? Ответ прост. Подготовка к аккредитации напоминает князя Потёмкина и его ненастоящие деревни.
Мы уже вспоминали рабочие программы и их активное написание, доработку и переработку. Сегодня обратимся к характеристикам материально-технической базы образовательной организации высшего образования.
Данный показатель очень важен при прохождении аккредитационной экспертизы. И руководство вузов, помня об этом, делает всё возможное для повышения этого параметра на бумаге. Она, как известно, терпелива. Каждую неделю работаю в разных университетских аудиториях. Что бросается в глаза? Разруха! Евроокна, но без штор. Рваный линолеум. Полуразрушенные парты. Доска для работы мелом, полуразбитая. Этот шедевр вижу в аудитории часто. Особые впечатления от рабочего места педагога. Стол непонятного происхождения. Стул с разбитой спинкой. Садясь на него, опасаешься за целостность одежды и тела. При этом в университетской аудитории ни одного стенда.
Вспоминается школа, наглядные материалы на стенах были всегда. Получая высшее образование, восхищался качеством аудиторий вуза. В большинстве классов были стенды, технические средства обучения, включая редкость того времени видеомагнитофоны. Но в другом состоянии находятся аудитории, в которых я работаю.
Совершенно иная ситуация представлена и описана в справке о материально-технической базе, подготовленной к аккредитации. В каждой аудитории появляются комплекты учебной мебели. Обязательно указываются проекторы и ноутбуки.
На бумаге разбитые аудитории преобразилась. Что произошло? Для прохождения аккредитации построены "потёмкинские деревни". Материально-технической база, бумажно представленная, преобразилась.
Один знакомый заместитель декана рассказывал, как он, устраняя замечания комиссии Рособрнадзора, просто делал соответствующие названия аудиторий. Внутри них при этом ничего не менялось.
Вот он инновационный подход к строительству потёмкинских деревень. Кого вводим в заблуждение руководители вузов? Для чего занимаемся очковтирательством? Где качественное оказание образовательных услуг?