Доброго здравия всем читателям и хорошего настроения.
На предыдущем занятии мы рассмотрели, как создать параметрический эскиз многоугольника.
Продолжим. Если задать команду «Выдавливание» на эскиз многоугольника, то получится призма. Ничего сложного, даже рассматривать не буду.
Гораздо интереснее построить другой призматоид (призматоид - тело, ограниченное многоугольниками, лежащими в двух параллельных плоскостях и боковыми сторонами – треугольниками и трепециями) - антипризму.
Антипризма. Полуправильный многогранник, у которого две параллельные грани (основания) — равные между собой правильные n-угольники, а остальные 2n граней (боковые грани) — правильные треугольники.
Правило: симметричные тела (например, куб, цилиндр, шар) и квазисимметричные (как антипризма) удобнее строить (и в дальнейшем работать с моделью), если плоскость симметрии тела совпадает с плоскостью системы координат.
Создадим файл. Сохраним его как «antiprizma10x50x60» (10 – количество сторон многоугольника в основании, 50 – длина стороны, 60 – высота).
На плоскости ХУ строим эскиз. Чертим треугольник, одна из вершин которого лежит в начале координат, на стороны, отходящие от этой вершины, задаем ограничение "равенство", а на третью сторону - размер и ограничение "вертикальность". Проводим окружность, центр которой лежит в начале координат и которая проходит через одну из вершин треугольника при основании. (Рис. 1)
Выдавливаем эскиз на 60 мм. Ставим опцию "симметрично". Так проще, но можно было задать размеры выдавливаний для каждой стороны по отдельности. (Рис. 2)
Создаем тело. На верхней грани создаем эскиз. (Рис. 3)
Строим правильный 10-угольник, вписанный в окружность основания, на одну из сторон накладываем ограничение "горизонтальность" (*или, "вертикальность", по Вашему выбору). Создаем эскиз на нижней грани. Строим правильный 10-угольник, описанный вокруг окружности основания, Соответствующие стороны 10-угольников должны быть параллельны. (Рис. 4)
Создаем "Выдавливание по сечениям", задав в качестве сечений два этих эскиза. Выбираем "результат" - "Пересечение" (иначе будет построено другое тело). (Рис. 4)
Нажимаем зеленую галочку. (Рис. 5).
Теперь наоборот, На верхней грани создаем эскиз - правильный 10-угольник, описанный вокруг окружности основания, на одну из сторон которого теперь надо наложить ограничение "вертикальность", если на сторону 10-уголькика в эскизе 2 было наложено ограничение "горизонтальность", А на нижней грани создадим эскиз - правильный 10-угольник, в окружность основания, Как и в прошлый раз, соответствующие стороны 10-угольников должны быть параллельны.
Снова создаем "Выдавливание по сечениям", задав в качестве сечений два последних эскиза. (следите, чтобы эскизы были полностью определены). Выбираем "результат" - "Пересечение" (иначе будет построено другое тело). (Рис. 6)
Нажимаем зеленую галочку - антипризма готова. - см рис. на заставке.
Если вам интересны вопросы трехмерного моделирования и уроки по работе в программе "Компас-3D", подписывайтесь на канал, ставьте лайки и задавайте вопросы в комментариях!