Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Почему живопись Пауля Клее — это музыка в цвете?

Пауль Клее — художник, малоизвестный в России, и мне за него обидно: ведь он — мой любимец.

Зимой 2014−2015 в Пушкинском музее проходила его выставка, а я по ней водила экскурсии. Клее научил меня любить искусство XX века, искусство, которое не стремится к сходству с привычной нам реальностью.

Пауль Клее в своей мастерской. 1923 год
Пауль Клее в своей мастерской. 1923 год

На афише выставки в ГМИИ красовалась акварель «В духе Кайруана. Умеренно» 1914 года — поворотного года для искусства Клее. Но, прежде чем рассказывать о том, что же случилось в 1914 году, небольшая предыстория: дело в том, что Клее — сын пианиста-органиста-виолончелиста и хористки — примерно одновременно начал рисовать и играть на скрипке.

21-летний Пауль играет на скрипке в студенческом квинтете
21-летний Пауль играет на скрипке в студенческом квинтете

Выбор между музыкой и искусством дался Паулю нелегко, но он (к моему счастью) всё же выбрал искусство. Почему? Потому что в музыке после Моцарта и Баха ничего нового не скажешь, а в искусстве разлом, кризис поиска новых форм, — в общем, есть, где разгуляться.

Это я, Зарина Асфари, веду экскурсию по выставке Пауля Клее в ГМИИ
Это я, Зарина Асфари, веду экскурсию по выставке Пауля Клее в ГМИИ

Однако то, что Клее отказался от профессиональной музыкальной карьеры (в юности он играл в Бернском симфоническом оркестре!), вовсе не значит, что он вычеркнул музыку из жизни. Он даже женился на пианистке! И искусство у него — музыкальное. Его картины можно слушать.

Пауль Клее. В духе Кайруана. Умеренно. 1914. Акварель, карандаш, бумага, картон. 12,3 х 19,5. Центр Пауля Клее, Берн
Пауль Клее. В духе Кайруана. Умеренно. 1914. Акварель, карандаш, бумага, картон. 12,3 х 19,5. Центр Пауля Клее, Берн

Предыстория окончена, вернёмся к картине «В духе Кайруана. Умеренно». Так могло бы называться небольшое произведение для фортепиано: перед нотной записью, в левом углу обычно пишут, как это следует играть. Эту картину следует «играть» умеренно. Мягко. Легко.

Мауриц Корнелис Эшер. Вид города Кайруан, Тунис. 1928. Литография
Мауриц Корнелис Эшер. Вид города Кайруан, Тунис. 1928. Литография

А что же случилось в 1914 году? Трансформационное путешествие. Клее ведь не всегда был волшебником света и цвета: до 35 лет он предпочитал линию цвету, а картины, в которых он пытался соединить то и другое, не звучали, разваливались. К долгожданной гармонии он пришёл в Африке. В Тунисе. В святом для мусульман Магриба городе Кайруане, куда он отправился вместе с Луи Муалье и Августом Марке.

Август Маке. Кайруан III. 1914. Карандаш, акварель. 22,5 х 28,9. Музей искусства и истории культуры, Мюнстер
Август Маке. Кайруан III. 1914. Карандаш, акварель. 22,5 х 28,9. Музей искусства и истории культуры, Мюнстер

Местная природа, непохожая на привычную северную флору, потрясла Пауля цветовым звучанием. Песками пустыни и песчаной архитектурой. Замутнённой зеленью тропиков, погружённой в марево жары. Высоким небом и раскаленным солнцем...

Городская стена Кайруана
Городская стена Кайруана

Эта симфония цвета повлияла на всё дальнейшее искусство Клее. Он писал:

«Цвет овладел мной. Мне больше не нужно гнаться за ним. Он овладел мной навсегда, я знаю. Вот он смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник».
Пауль Клее. 1914. Акварель. 1. Город Хаммамет в Тунисе. Базельский художественный музей. 2. Мечеть. 23×22. Метрополитен, Нью-Йорк
Пауль Клее. 1914. Акварель. 1. Город Хаммамет в Тунисе. Базельский художественный музей. 2. Мечеть. 23×22. Метрополитен, Нью-Йорк

Этот новоявленный художник пишет картины, которые так и хочется причислить к абстрактным, но, в отличие от друга и коллеги Василия Кандинского (они вместе музицировали, преподавали, состояли в одном объединении), Пауль Клее никогда не переступал последнюю черту, он всегда оставался верен жизни.

1. Пауль Клее и Василий Кандинский позируют в образе Гёте и Шиллера. 2. Василий Кандинский. Композиция №218. 1919. 107×89,5. Х/м. ГРМ, Петербург
1. Пауль Клее и Василий Кандинский позируют в образе Гёте и Шиллера. 2. Василий Кандинский. Композиция №218. 1919. 107×89,5. Х/м. ГРМ, Петербург

Хотя, на первый взгляд, его картины не имеют ничего общего с реальностью, это впечатление обманчиво. Что перекидывает мостик из пространства картины «В духе Кайруана. Умеренно» в реальный мир? Название.

Как называются абстрактные картины Кандинского? «Композиция №218", «Несколько кругов", «Квадраты с концентрическими кругами»... Если вам привиделся здесь пейзаж, — он вам привиделся. Это абстракция, здесь ничего нет. Как называются картины Клее, которые кажутся беспредметными? «Город Хаммамат в Тунисе», «Гармония северной флоры", «Парк идолов», «Классическое побережье»... Если в картине «В духе Кайруана. Умеренно» вы не видите пейзаж, — посмотрите ещё раз.

-11

Эта работа передаёт волшебное музыкальное впечатление от африканской природы. Я говорила, что 1914 — поворотный год для Клее. Именно в Тунисе он пришёл к тому уровню владения линией и цветом, когда привычная оболочка формы больше не нужна, потому что всё то же самое можно передать намного сильнее, намного глубже, не соревнуясь с фотоаппаратом, а изъясняясь красками на языке музыки. И эти тропики, эта пустыня, эта архитектура, это знойное солнце, это небо — всё растворяется в симфонии цвета.