Беречь перелетную птицу
Каждый год с октября на водоемах Западного Казахстана скапливается множество водоплавающей дичи. На озерах ни днем, ни ночью не прекращаются крики гусей, уток, казарок.
Красивая картина открывается взору охотника, когда гуси, поравнявшись с озером и видя на воде своих сородичей, не делают обычного облета, а складывая крылья спускаются на воду.
Обычно два раза в сутки, утром и вечером, вся масса дичи сплошными потоками устремляется на жнива.
День ото дня количество дичи все увеличивается. И только морозы, снежные пороши вынуждают птиц покинуть эти края.
Вскрытые зобы убитых гусей, казарок и уток в прошлом году показали, что они были наполнены зернами дикорастущих растений и травой.
Поэтому настало время, когда обществам охотников Западно-Казахстанской области следовало бы заняться биотехническими мероприятиями, на определенных водоемах проводить посевы дикого риса, запретив там охоту. К сожалению, о такой гостеприимной встрече перелетной птицы никто еще не подумал.
Стало больше уток
Я провел отпуск на родине в Фаленском районе, Кировской области, где давно не был. Как охотник, конечно, заинтересовался наличием в угодьях зверя и птицы и был очень обрадован, что с каждым годом все богаче становится охотничья фауна в наших краях. Когда я приближался чтобы полюбоваться на уток, они лишь перелетали с места на место. Значит никто не тревожил выводки без времени.
Чтобы не мешать птенцам, я стал наблюдать за ними в бинокль. В те дни охота еще не была разрешена. Но я был вполне удовлетворен и наблюдениями.
Мы опубликовали статью кандидата сельскохозяйственных наук Е. Ципленкова «Алакульские озера». Автор указывал на факты хищнического отношения к запасам дичи.
Начальник Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Министерстве сельского хозяйства Казахской ССР тов. Степанов сообщил, что указанные в статье факты подтвердились. Для правильной эксплуатации запасор дичи на Алакульских озерах создано два постоянно действующих егерских поста. Талды-Курганскому областному госохотинспектору предложено свободную часть озера Ала-Куль приписать районному обществу охотников для организации спортивного охотничьего хозяйства.
Хочу поделиться своими впечатлениями о жизни диких животных в высоких широтах Арктики. 8 апреля 1958 года я впервые высадился на дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-6». Станция дрейфовала в то время на широте — 80°50' и долготе — 150°05'.
Наша льдина представляет собой ледяное поле в 170 квадратных километров с толщиною льда до 12 метров. По кромке поля, на всем протяжении, битый лед — торосы. Первое впечатление было таким, что бесконечный арктический лед и есть тот край «куда птица не залетит». Не возникало и мысли, что здесь найдется что-либо живое, кроме небольшого коллектива научных сотрудников станции.
Но вот 12 апреля я впервые увидел вблизи лагеря песца. В бинокль зверек наблюдался очень хорошо. Он подошел к лагерю метров на 150, но был отогнан собаками. Менее чем через час он снова подошел еще ближе и успел немного подкормиться отбросами. Собаки опять его отогнали за торосы. Несмотря на такой прием, зверек прижился у нас и до сих пор благополучно дрейфует с нами. В последний раз я видел его в первых числах июня.
В середине мая в расположении лагеря впервые видел пуночку. Птичка также прижилась здесь и 8 июня прилетела еще одна. Теперь эту пару мы видим ежедневно. Они не пугливы и подпускают на 4—5 метров. С 4 по 6 июня в районе лагеря появились две чайки. Само название этой птицы вызывает представление о водных просторах более или менее обширных. Однако вокруг простирались бесконечные льды, покрытые снс-гом, температура воздуха была минус 8—10 градусов.
12 июня впервые в районе станции видели белого медведя.
Во время дрейфа льдины, белый медведь был частым гостем в лагере. Из рассказов полярников известно, что в 1956—1957 годах за год дрейфа было около 50 случаев их появления в черте станции. Они приносили много хлопот полярникам. А в этом году медведя видели здесь впервые. Сейчас мы находимся в районе Центрального Арктического бассейна, где животный мир почти отсутствует. Поэтому появление каждого животного вноси? большое оживление в жизнь зимовщиков. Отрадно заметить, что и на ледяных полях жизнь напоминает о себе.