Найти тему

Детский дом имени предателя Власова (мы ничего не забыли)

Летом 1941 года известная детская писательница Софья Могилевская, неожиданно для себя, оказалась в ссылке в деревне Цибикнур в 600 километрах восточнее Москвы, где и по-русски никто не говорил.

То ли кто-то написал на писателя донос, то ли она- написала, то ли просто, умники в НКВД, её неправильно поняли? Ладно, хоть сразу не «шлепнули». Софья потом узнала, что за войну, например, в Москве расстреляли несколько начальников отделов милиции, чтобы «лучше работали».

И должность дали писательнице «хлебную»-заведующая Детским домом, где были эвакуированные дети из Ленинграда.

И была там у неё кастелянша –Ханна Берковна Корбукова из Бобруйска, снимала она угол в соседней деревне Энер-Умбал. Бывал я в этих деревушках! Не очень весёлые места- «ЗнАковые»!

И было у Ханны двое детей- дочка Валя 13 лет и сын 7 лет. Был муж Ханны самый простой подполковник Владимир Денисович Корбуков, родом из Даугавпилса, и служил он в штабе Армии- полевая почта 1550 (Вторая Ударная армия Волховский фронт).

Последнее письмо Ханне от мужа пришло от 16 июня 1942 года и всё! Больше ничего! Через год в Главное управление связи РККА пришло трогательное письмо-запрос от маленькой Вали Корбуковой с убедительной просьбой сообщить о судьбе отца!

Но письмо девочки Вали, тогда, осталось без ответа. Большим чинам в Москве не было никакого дела, ни до пропавшего подполковника, ни, тем более, до его голодающих детей…

Грунтовка в областной центр вела мимо Шойбулакского военного аэродрома. На котором, на травке, стояли ленд-лизовские «Бостоны» и Ил-4 из 3-го запасного авиаполка, обслуживавшего Ленинградскую военную инженерную академию, эвакуированную из Ленинграда. Ныне это, вероятно, Самая Главная Военно-космическая академия в нашей стране! Начальником этой Военной академии, во время Войны, был известный советский военный разведчик-генерал Шарапов, который постоянно «был где-то в служебных командировках за границей» и добывал, для своей воюющей Родины, чужие военные секреты, как немецкие, так и англо-американские… за что «юмористы и остряки» из Генштаба представили его к «украинскому» ордену «Богдана Хмельницкого», за «Глубокий партизанский рейд в тыл Врага!..»

Голодная и усталая Ханна сама жаловалась в Москву, что Аттестата от пропавшего мужа у неё нет, а детей надо кормить. Местное упрямое население меняло продукты только на вещи! Ханна себя оправдывала:

-А голодных ленинградских детей в нашем детском доме пусть подкармливают летчики из Ленинградской академии. Им же дают офицерский паёк и, они постоянно продают, что-то из обмундирования и обуви?

35-летняя Ханна была старовата «крутить амуры» с летчиками, тем более, что она очень надеялась на возвращение своего Денисовича. А молодые девчонки как-то не стеснялись! Поэтому у многих моих земляков черты лица напоминают, тех мужественных летчиков военной поры и всех эвакуированных из западных областей СССР…

После войны Ханна с детьми переехала в город Черкассы, где 2 августа 1946 года из газеты «Известия» узнала страшную новость о казни её мужа –бывшего подполковника Корбукова В.Д., оказавшегося «власовцем» №10.

21 января 1947 года «власовка» Ханна сама была осуждена к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, как «член семьи изменника Родины». «Наказания без вины не бывает!»- думала в Казахстанском лагере «Алжир» усталая и голодная женщина Ханна, -Наверное не надо было, так часто, отбирать хлеб и одежду у бедных детдомовских детей? Но я, же, для своих собственных детей, старалась! А кому из детдомовских выжить, так они и выжили! На всё Воля Божья!..

После войны, вернувшаяся из эвакуации в столицу счастливая С. Могилевская написала две известные книги «Домик в Цибикнуре» и «Девочки, книга для Вас»…

Но особого доверия эти Книги у меня не вызывают!

Так как, работая «опером в угро», приходилось мне встречаться с очень толстым Директором Детского дома, у которого дети постоянно воровали и падали в «голодные» обмороки! Детские дома это, наверное, не самое лучшее, что придумано в России?..

А ещё есть у меня знакомая обаятельная Девушка, не очень молодая уже, из этого самого Цибикнура, мы вместе учились вместе в Политехе. Группа крови у нас с ней, естественно, оказалась одинаковая, поэтому она, иногда, бывает «несколько» резковата в своих оценках, про хороших или плохих людей.

Я спросил эту Девушку:

-Жаклин! Вот был у Вас, в Цибикнуре, во время Войны, Детский дом, только пишут его, почему-то, через «Ы»? Известная писательница С.Могилевская им руководила. Кастелянша была у неё Анна (Ханна). Всё она, подробно, в своих книгах описывала, как «шили-перешивали пальтишки детям, по грибы ходили, и как всем было Очень Хорошо!»

-Бумага, Фёдорыч, всё стерпит!.. Дело давнее-военное!.. Дом этот давно снесли! Но деревенские всё помнят, как им всем было «хорошо»! Наши Цибикнурские дети очень боялись подходить к ограде этого «чудесного» дома. Потому-что голодные детдомовские дети, воспитанники С.Могилевской, сразу отбирали домашние куски хлеба у деревенских школьников.

22 апреля 2019г.