В минувшую субботу в качестве спортивной пробежки, я решил пробежать чуть дальше чем всегда. Вряд ли мой маршрут можно было назвать полезным для здровья, так как часть пути проходила мимо мусоросжигательного завода и Кучинского полигона. Да и вообще эти земли теперь больше напоминают огромную помойку, с нелегальными свалками строительных отходов за каждым поворотом и растущими как грибы после дождя огромными многоэтажками. Конечной целью моего забега были инженерные сооружения царских времён, сохранившиеся возле строящегося района Люберецких полей. Этот район получил своё название в честь полей орошения, созданных в результате реализации проекта второй очереди сооружений Московской канализации. Полями орошения называют участки земли, где производится обеззараживание городских нечистот путём пропуска их через почву. Под городскими нечистотами я имею в виду фекалии и прочие канализационные стоки. И если о Петербурге говорят, как о городе стоящем на костях, то «Люберецкие поля» можно смело называть районом стоящим на г..не.
Первым увиденным сооружением был кирпичный канал на вершине земляной насыпи, построенный скорее всего в первой половине 1910-х годов. В прошлом по нему текли сточные воды, но он давно уже не используется и зарос ясенем с бузиной.
На многих кирпичах стоят клейма хорошо знакомой мне фабрики Пелагеи Ивановны Миловановой, находившейся в Кучино. Думаю Миловановы неплохо заработали на столь крупном заказе.
Переход на другой «берег».
И продолжение канала. Всё заброшено уже очень давно. Стволы некоторых деревьев растущих на дне скоро станут толщиной с мой торс. Территория слева захламлена и перекопана вдоль и и поперёк. Под ногами то и дело хрустят осколки старой посуды, попадается и прочий ретро мусор. Видно эта свалка советского времени сильно привлекает охотников до всякого антиквариата.
Канал оканчивается широкой трубой, уходящей под землю.
Дальше сохранился небольшой мост через сточную канаву. Несколько лет назад он был в неплохом состоянии, на бетоне оставалась жёлтая краска, слева под ограждением было число «1915», обозначающее год ввода в эксплуатацию.
Так оно выглядело, фотографию я взял с сайта викимапия. Потом в ходе работ по засыпке сточной канавы, вместе с ней засыпали половину моста и год его постройки затерялся под слоем песка.
В чёрных-чёрных кустах, рядом с чёрными-чёрными водами грязного ручья есть жуткая-жуткая поляна, покрытая костями.
Второй мост пересекает реку Пехорку, он в несколько раз длинее чем предыдущий и по меркам начала двадцатого века выглядит очень технологично.
Трубы под мостом имеют по два люка: сверху и снизу. Большие верхние видимо были предназначены на случай ремонта, а нижние - для экстренного слива содержимого.
Раньше рядом с мостом проходила ещё одна - металлическая труба покрытая оплёткой. Думаю, что её утащили сборщики лома.
Мост сделан на совесть и даже несмотря на заброшенное состояние простоит достаточно долго. До тех пор пока его не снесут ради строительства нового жилья.
Третий мост. Выглядит практически также как первый. Перила на одной из сторон сбиты, может кто-то на машине не справился с управлением и улетел в овраг?
Здесь начинается территория собственно полей орошения. На такие участки окружённые насыпями, поступали отходы из канализации. Обычная вода отфильтровывалась почвой, а то что было в ней оставалось на поверхности. Самое плохое что в числе прочего, там оставались вредные вещества и тяжёлые металлы которые спустя много лет конечно же никуда не делись.
Среди отстойников сохранились развалины канала, подобного тому о котором я писал вначале.
Вид на растущий мегаполис.
Это первая часть поста про сооружения Московской канализации возле Люберец. В ней я в основном лишь давал пояснения к фотографиям. В следущей части, я расскажу о Зенинском акведуке и подробнее коснусь истории строительства Люберецких полей орошения.