Это самое простое и базовое правило, что в рисунке, что в фотографии, однако, судя по тем же любительским снимкам в инстаграме, не все его знают, а если знают, то почему-то не пользуются.
Что же это такое?
Правило третей в теории
Это композиционное построение, где за основу взято упрощенное золотое сечение. Суть его заключается в том, чтобы разбить наше изобразительное пространство на три равные части по вертикали, и три - по горизонтали.
Легче всего это правило соблюдать фотографам, поскольку встроенная сетка есть в настройках практически любой камеры, достаточно только ее включить, и далее компоновать снимок по ней.
Художнику требуется держать эту сетку в голове и мысленно накладывать ее на предполагаемое изображение. При желании - можно сделать небольшой видоискатель с сеткой.
Правило третей на практике
На первоначальных этапах лучше всего анализировать картины знаменитых художников, ища в них заветное соотношение, или рисовать несложные этюды по работам профессиональных фотографов.
Правило третей им прекрасно известно и широко используется в снимках. Линия горизонта в идеале должна совпадать с одной из горизонтальных линий, нижней или верхней, а по одной из вертикальных или в точке пересечения должен находиться ключевой объект, смысловой центр картины.
Хорошее упражнение для развития такого композиционного видения - взять из сети любые понравившиеся вам фото и попытаться разбить их подобным образом, найдя ведущие линии и ключевые точки.
Не факт, что все картинки будут соответствовать этому правилу, ведь это не единственный принцип композиции, но готова спорить, вы найдете достаточно иллюстративных примеров.
Правило третей в рисунке
Научившись находить такие фокальные точки на чужих рисунках, попытайтесь применить этот принцип в собственном творчестве.
Не перегружайте композицию. Не стоит нагружать каждую фокусную точку - иначе у зрителя начнут разбегаться глаза.
Точно так же лучше использовать только одну горизонтальную, и только одну вертикальную линию для направления взгляда.
На рисунке выше композицию несколько перегружена, потому что расселина в скале идет по одной вертикальной оси, а по второй - на цветок падают солнечные лучи.
Помните, что те же самые принципы будут работать и в вертикальной раскладке, так называемом книжном формате.
Тут взгляд зрителя сразу прикован букетом, расположенным в сильной точке композиции, потом он уходит по вертикальной линии ниже. Не случайно она проходит практически по центру кувшина. Затем внимание переключается на отдельный цветок, лежащий на второй вертикали, пусть и не в фокусной точке.
Свободное пространство слева дает картине воздуха и глубины.
Как сделать свои картины лучше
Линии в изобразительном искусстве