Найти в Дзене

Правило третей в композиции

Оглавление

Это самое простое и базовое правило, что в рисунке, что в фотографии, однако, судя по тем же любительским снимкам в инстаграме, не все его знают, а если знают, то почему-то не пользуются.

Что же это такое?

Правило третей в теории

Это композиционное построение, где за основу взято упрощенное золотое сечение. Суть его заключается в том, чтобы разбить наше изобразительное пространство на три равные части по вертикали, и три - по горизонтали.

Сетка
Сетка
Легче всего это правило соблюдать фотографам, поскольку встроенная сетка есть в настройках практически любой камеры, достаточно только ее включить, и далее компоновать снимок по ней.

Художнику требуется держать эту сетку в голове и мысленно накладывать ее на предполагаемое изображение. При желании - можно сделать небольшой видоискатель с сеткой.

Правило третей на практике

На первоначальных этапах лучше всего анализировать картины знаменитых художников, ища в них заветное соотношение, или рисовать несложные этюды по работам профессиональных фотографов.

Правило третей им прекрасно известно и широко используется в снимках. Линия горизонта в идеале должна совпадать с одной из горизонтальных линий, нижней или верхней, а по одной из вертикальных или в точке пересечения должен находиться ключевой объект, смысловой центр картины.

Линия горизонта по верхней линии, фокальный объект - по вертикальной.
Линия горизонта по верхней линии, фокальный объект - по вертикальной.
Хорошее упражнение для развития такого композиционного видения - взять из сети любые понравившиеся вам фото и попытаться разбить их подобным образом, найдя ведущие линии и ключевые точки.

Не факт, что все картинки будут соответствовать этому правилу, ведь это не единственный принцип композиции, но готова спорить, вы найдете достаточно иллюстративных примеров.

Правило третей в рисунке

Научившись находить такие фокальные точки на чужих рисунках, попытайтесь применить этот принцип в собственном творчестве.

Цветок невольно привлекает внимание, находясь в точке фокуса
Цветок невольно привлекает внимание, находясь в точке фокуса

Не перегружайте композицию. Не стоит нагружать каждую фокусную точку - иначе у зрителя начнут разбегаться глаза.

Точно так же лучше использовать только одну горизонтальную, и только одну вертикальную линию для направления взгляда.

На рисунке выше композицию несколько перегружена, потому что расселина в скале идет по одной вертикальной оси, а по второй - на цветок падают солнечные лучи.

Помните, что те же самые принципы будут работать и в вертикальной раскладке, так называемом книжном формате.

Букет в точке фокуса
Букет в точке фокуса

Тут взгляд зрителя сразу прикован букетом, расположенным в сильной точке композиции, потом он уходит по вертикальной линии ниже. Не случайно она проходит практически по центру кувшина. Затем внимание переключается на отдельный цветок, лежащий на второй вертикали, пусть и не в фокусной точке.

Свободное пространство слева дает картине воздуха и глубины.

Как сделать свои картины лучше

5 правил быстрого скетча

Линии в изобразительном искусстве

-5