22 апреля в лондонской Tate открывается выставка «Шестьдесят лет», полностью посвященная творчеству женщин-художниц, работавших в Британии во второй половине XX века. А в Вене до середины мая будет идти экспозиция, посвященная венским художницам. Женская повестка в последнее время актуальна в искусстве. Поэтому мы решили вспомнить художниц, бунтовавших во второй половине XX века и не боявшихся показать личные трагедии и изнанку жизни.
— Сару Лукас (представительницу движения «Молодые британские художники») называли наследницей Луизы Буржуа и даже сравнивали с Роденом.
57-летняя британка прославилась своими скульптурами и инсталляциями, через которые исследовала и исследует темы секса, социальной и гендерной идентификации, смерти и разрушения. Сама она называла их «обнаженными истинами».
Первая персональная выставка Лукас прошла в начале девяностых и называлась «Пенис, прибитый к доске». И уже тогда про художницу стали говорить, что она «балансирует на грани фола и слабоумия». Для своих работ Лукас использует разные материалы: сигареты, колготки, вантузы и даже замороженную курицу.
Обращают на себя внимание и автопортреты художницы, а ее визитной карточкой считается снимок «Многоразовый туалет».
— Еще одна возмутительница спокойствия — подруга Сары Лукас Трейси Эмин.
Вместе они даже снимали в восточном Лондоне помещение под магазин The Shop, где выставляли и продавали свои работы, создавая из них сувениры. Эмин называют главной бунтаркой объединения «Молодые британские художники». Стеснение неведомо ей ни в ее работах, ни в жизни. Художница не скрывает своей любви к выпивке и позволяет себе материться в прямом эфире. В начале карьеры у Эмин случился выкидыш, после которого она уничтожила все свои работы. А позднее представила проект «Моя главная ретроспектива», на которой выставила фотографии уже не существовавших картин и личных вещей. Так, на одном из снимков была запечатлена пачка сигарет, которую сжимал в руке отец художницы в момент автомобильной катастрофы, в которой он погиб. Позже об Эмин заговорили как о художнице, превратившей личную жизнь в основу своей художественной практики. В 1999 году она получила премию Тернера за инсталляцию «Моя кровать».
Работа представляла собой неубранную постель, вокруг которой валялось окровавленное белье, пустые бутылки из-под водки и использованные презервативы. Еще одной громкой акцией британки стал ее брак с камнем. Замуж за него она вышла в 2015 году, вместо подвенечного платья надев погребальный саван своего отца.
— И еще одна участница движения «Молодые британские художники» — Дженни Савиль.
48-летняя англичанка осенью 2018 года возглавила рейтинг самых дорогих современных художниц — после продажи на Sotheby’s за $12,4 млн работы «Propped».
Имя себе Савиль сделала на изображениях обнаженных тел. Фигуры на ее монументальных полотнах обычно больше натуральной величины. А за счет напластования масляной краски художница добивается эффекта чувственности и натуралистичности изображаемой человеческой плоти. Критики даже окрестили Савиль «современным Рубенсом», а ее произведения сравнивают с полотнами Люсьена Фрейда. В 1994 году художница отправилась в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких дней наблюдала за ходом пластических операций. После этого в ее работах появились обнаженные тела транссексуалов, сюжеты о травмах и последствиях вмешательств врачей.
— Искусство американки Нан Голдин можно было бы окрестить «профессиональной фототрагедией».
На них она предельно откровенно снимала себя и своих близких, людей больных СПИДом и страдающих от наркозависимости, транссексуалов и гомосексуалистов. Документировать окружавшую ее действительность Голдин решила после самоубийства старшей сестры — чтобы запомнить. Художницу прославил цикл фотографий «Баллада о сексуальной зависимости», представленный в 1986 году. В предисловии к нему Голдин рассказала о своем любовнике Брайане. Серия появилась во многом благодаря ему, хоть художница даже не упомянула его фамилию. Вот Брайан болтает по телефону, вот моется в душе и бреется, вот курит, сидя на кровати. Центральной фотографией «Баллады» стал портрет самой Голдин. На нем она смотрела на зрителей подбитым глазом. Художница честно подписала снимок: «Через месяц после того, как меня избил Брайан и мы расстались».
Отношения с любовником тогда чуть не стоили Голдин потери зрения на левом глазу. «Когда ты запечатлеваешь такие страшные моменты, то потом не можешь сказать, что этого не было: фотография — это доказательство. Многие женщины, видевшие эту серию, благодарили меня. Хотя многие все равно возвращаются к своим возлюбленным, которые относятся к ним ужасно», — позднее отмечала художница.
— Еще одна американка — Джуди Чикаго — не боялась в своих ранних абстрактных работах писать мужские и женские гениталии, а прославилась инсталляцией, в рамках которой «накрыла» обеденный стол тарелками с метафоричными изображениями вагины.
Речь идет о работе «Званный ужин». На ее создание ушло шесть лет и $250 тыс. Инсталляция представляет собой треугольный стол на 39 персон, каждое место за которым предназначено одной из величайших женщин западной цивилизации. Посыл Чикаго был прост — недовольство тем, что роль женщин принижалась. Критики-мужчины работу не оценили, назвав ее «плохим искусством». А женщины, за которых вступалась художница, возмутились намеком на изображение половых органов. Впрочем, сегодня 79-летняя Джуди Чикаго входит в топ-100 самых влиятельных людей мира. В этот рейтинг ее в 2018 году включил журнал Time.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе.