Дочь у меня в эти выходные отличилась: стала лауреатом LI Межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи. Проходила конференция в Омске, это проект областного научного общества учащихся "Поиск".
Краткое содержание предыдущих серий:
Я развелась с мужем, на сайте знакомств познакомилась с Владимиром, и в середине прошлого лета я вместе с дочерью Аней переехала к нему в сибирское село Знаменское. Аня здесь довольно быстро адаптировалась, хотя проблемы, конечно, были.
Провал в школе
Защитить проект или исследовательскую работу должен каждый школьник, даже в самой маленькой сельской школе. Тема у Ани непростая: «Характеристика тоталитарных обществ, описанных в романах антиутопиях».
В соцсетях ей часто попадался список книг, которые, как считается, нужно прочитать каждому образованному человеку. В их числе и романы-антиутопии Евгения Замятина «Мы», Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Джорджа Оурэлла «1984» и Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Легким чтивом их не назовешь, и, чтобы получить дополнительный стимул к прочтению, Аня и решила взять такую тему.
Читала, много думала над каждым романом, в вузовском учебнике по политологии изучала главу о тоталитаризме и находила в каждом романе черточки, очень похожие на нашу реальность. Полгода ушло на подготовку исследования.
В начале третьей четверти в школе была защита, и… это был провал. Итоговый балл состоит из нескольких частей, и саму работу оценили высоко, а вот за защиту дочери единственной в классе влепили "единицу", так что баллов хватило на чуть живую "четверочку".
Пройдем бочком
Вскоре мы с Аней ездили в Омск. Там я разговорилась с одной учительницей из Омска, Еленой Строкиной (Лена, привет тебе!) которая сопровождала мальчика из своей школы, зашла речь и о проектах-защитах. Она и подсказала, что НОУ "Поиск" проводит конференции, причем, можно прислать любую работу, даже если она не побеждала на местном уровне.
Но там сначала каждая работа проходит научную экспертизу. Если все в порядке — ее относят к категории А, и ребенок сможет выступить на конференции. А если что-то не очень — то к категории Б, и тогда эксперты пишут письменную рецензию, а ребенок может просто послушать выступления других детей.
Ну и мы уцепились за эту возможность. Аня дописала еще одну главу, в которой обозначила черты окружающей действительности, похожие на черты тоталитарных обществ в прочитанных романах. Раньше это четко не звучало, а было рассеяно по всей работе.
Спустя месяц на сайте НОУ «Поиск» появились результаты экспертизы: Аня прошла в категорию А! Мы даже не поняли, рады мы или нет, потому что теперь отступать было нельзя, надо было ехать на защиту в Омск.
Научилась на ошибках
На защите в школе завуч сказала, что ей главное, чтобы было интересно послушать. Ну мы это дело учли и решили переработать презентацию, выкинуть всякие предметы-методы- цели-задачи и начать с чего-нибудь интригующего. Я Аньке предложила начать с того, что 2 + 2 = 5. Все удивятся: как так? А она и скажет, что вот, мол, слушайте работу, и поймете.
В конце у нее интересный момент. Она рассказывает, что ей очень важной показалась у Оруэлла идея двоемыслия, ведь мы с этими явлениями каждый день встречаемся. Например, чиновники в заштатных городишках, селах и позабытых-позаброшенных деревеньках выступают перед детишками на школьных линейках. И чуть ли не каждый говорит что-то в том духе, что вот отучитесь в вузах и возвращайтесь в родной город, район. А у самих почти поголовно дети уехали если не в Москву, так в областной центр.
То есть получается, что от своих-то детей чиновники не скрывают, что два плюс два равно четыре, а всех остальных убеждают, что равно пять.
Ну и дочь сказала, что она хочет понимать, кто, что, а главное — с какой целью ей говорит, и принимать независимые решения.
Она вообще много наковыряла параллелей между антиутопиями и реальностью — от разрушения института семьи до культа потребительства, и вывод у нее, что в России есть предпосылки для формирования тоталитарного общества.
Защита проходила в ОмГУ. Анна выступала в секции «Обществознание: социология, психология, философия». Работ интересных было много. Одна девочка научилась тайм-менеджменту и научила этому своих одноклассников и учителей. Она, между прочим, в 7 классе еще только учится. Другая — сравнила системы питания в школьных столовых в США и России, причем, для этого она в социальных сетях списалась с американскими школьниками, и они ей помогли. Кто-то рассказывал о влиянии корейской поп-культуры, кто-то — о тенденциях в институте семьи в сельской местности… Молодцы ребятишки, и учителя, видно, с ними много занимались. Ну, или родители, у кого как.
На церемонии награждения жюри вызывали одного за другим авторов лучших работ и вручали дипломы лауреатов. Анину фамилию не называют и не называют. И вот в руках члена жюри остался один единственный диплом, и он оказался Аниным! Да еще к нему полагался ценный приз, потому что ее работу признали лучшей на секции! Ура!
В вот если бы ей сразу в школе поставили ее честно заработанную пятерку, никуда бы мы не стали эту работу посылать, не было бы никакой победы на областном уровне!
Друзья, лучшая ваша благодарность — подписка на мой блог и лайки! И конечно же, мне очень интересно читать ваши комментарии, а ваши вопросы потом ложатся в основу моей воскресной рубрики "Сибирячка на связи" .