В давние времена на свет появился сеттинг, который быстро собрал вокруг себя поклонников его жанра. Сначала на них смотрели как на повернутых, затем с интересом, а сейчас это движение растет как снежный ком и вбирает в свои ряды все новых членов. Речь, конечно же, об Dungeons And Dragons. Настольной ролевой игре где по сути вам понадобится только фантазия.
Для игры потребуется минимум 2 игрока, и 1 ведущий, он же DM (Dungeon master). Данная статья как раз для людей которые хотят себя попробовать в роли DM или уже сделали свои первые шаги на это не легком, но очень интересном пути.
Если вкратце описать нашу роль то выйдет как-то так: Если игроку нужно отыгрывать одного персонажа, то вам нужно отыгрывать сотни, и еще окружение. Вы и есть тот мир по которому ходят игроки.
1) Прегены.
Дабы облегчить вам работу и значительно облегчить вливание ваших игроков в игру. Скачайте или сделайте несколько заранее сделанных листов персонажей. Игрокам будет намного проще если они выберут себе готового персонажа, дадут ему имя и поиграют на нем некоторое время. На первых этапах это очень важно, потому как материала игрокам и так придется усвоить много, и лишний их может просто отпугнуть.
2) Повествование.
На вас, как на Мастере висит очень большая ответственность повествования. На эту тему можно говорить долго, если очень коротко то лучше всего работает, по крайней мере для меня, такой трюк: в голове представляете картинку и затем в деталях ее описываете. Хотя здесь нужен баланс, потому как игроки тоже хотят играть, а не слушать описание локации на каждом шагу, знайте меру. По поводу НПС, намного лучше изменить голос и произнести реплику от его лица, нежели чем сказать "Рольф говорит, что ему не помешала бы ваша помощь". Это очень заметно влияет на погружение игроков. Если вы играете с новичками, то постарайтесь по мере повествования знакомить их последовательно с разными механиками игры. Например:
Ты после бурной ночи в таверне просыпаетесь в одной из ее комнат для постояльцев. Голова раскалывается на части, в глазах все плывет. Вам кажется что капустный суп съеденный в конце вечера, явно был лишним.
Мирк, сделай, пожалуйста проверку телосложения, чтобы попытаться придти в себя.
Так же очень важно менять голос, когда вы ведете само повествование и говорите от лица НПС, при чем их голоса придется записывать или запоминать, а их будет у вас очень много.
Тема на самом деле обширная и если интересно, то дайте об этом знать и мы поговорим об этом отдельно и в деталях.
3) Мандраж
Волноваться перед игрой это нормально, я вожу игры продолжительное время и все равно ловлю себя на мысли, что волнуюсь каждый раз. И особенно, когда появляются новые люди, а их будет много. Я когда начал водить первые игры, никак не ожидал что среди моих знакомых начнется такой ажиотаж чтобы попасть на игру, а потом и у знакомых моих знакомых и т.д. С переживаниями справится сложно, но это верный признак того что вам не все равно. А справится помогает фидбек от игроков или их явная увлеченность игрой, а значит вы делаете все хорошо. Я обычно после каждой игры опрашиваю как все прошло, что понравилось, а что не очень.
4) Количество игроков
Для начинающего ДМ я бы посоветовал 2-3 игрока, но никто не запрещает и 5, это максимально комфортные условия для проведения игр. Я пробовал водить и 7-8 человек, это очень тяжело. По началу, когда игроки еще стесняются, все может идти нормально, потому-как особо никто не разговаривает, но как только настает момент погружения в игру, их не остановить. Будет все что вы можете только представить, и придется слушать 8 голосов одновременно и как-то успевать это все переваривать, будут споры и между собой и между вами и игроком, будут и разделения на несколько групп (особо сложный случай). И с этой всей вакханалией придется разбираться вам. Очень важно не давать игрокам спорить друг с другом и тем более оскорблять друг друга. Персонажами они могут хоть подраться, это часто даже весело, но никаких обид или оскорблений в реальных отношениях. А сильно токсичных игроков вам придется провожать до двери... Лучше это сделать иначе такой игрок испортит игру и вам и всем остальным. Поэтому чем меньше людей, тем меньше проблем. Со временем вы подберете себе самое оптимальное количество игроков. Для меня это стала цифра 5.
5) Подготовка к играм
К каждой игре нужно готовится, если вы хотите расти, это нужно делать. Я день игры полностью посвящаю сначала подготовке, затем самой игре. Нужно прочесть сценарий по которому поведете сегодняшнюю сессию, продумать голоса персонажей, продумать как действия игроков в прошлом повлияли на окружение мира, вынесение имен и характеристик монстров и персонажей, которые повстречаются и т.д. На это уходит часа 2-3, если делать все скурпулезно. Вы должны по минимуму заглядывать в сценарий во время игры
На одной из игр, где я был в роли игрока, мастер просто сидел и читал с планшета историю, при чем переводя с английского и постоянно запинаясь, это было ужасно, не будьте такими. Подготавливаясь к играм вы отдаете дань уважения вашим игрокам и она к вам вернется в двойном размере в виде благодарностей от них.
6) Игровая сессия
Вам нужно найти свою оптимальную продолжительность игр. По своему опыту, если вести игру насыщенную событиями более 4х часов, вы устаете и начинаете делать ошибки. Плюс эмоциональность игроков так и ваша растет от усталости. Это может привести и к вспышке гнева у вас, или у игрока, а вам как никому нужно следить за эмоциями и придется быстро тушить пожар внутри себя. Могут случится и истерики, потому что ничего не получается и кубики не летят как надо. Может быть все что угодно, поэтому на мой взгляд 4-5 часов самое оптимальное время. У вас оно будет свое.
7) Ваш пример важнее слов
Ведя игру во всех моментах когда ситуацию можно обыграть, а не описать, обыгрывайте ее. Игроки частенько будут вам это вспоминать выделяя эти моменты. Да, вы будете делать много непонятных звуков, но оно того стоит. Даже голос, не нужно говорить что у персонажа скрипучий голос и и правый глаз прищурен, просто прищурьте правый глаз и сделайте скрипучий голос, и этот персонаж сразу отложится в памяти и так же большая вероятность что игроки захотят его посетить еще раз, поэтому важно помнить как он выглядит и как разговаривает.
8) Мастер VS правила
Главное правило ДнД, это то чтобы все люди за столом получали удовольствие от игры, и если правила мешают этому правилу, то к черту такие правила. А если серьезно, то судья за столом вы и если за столом случается момент который по правилам невозможен, но смотрелся бы очень круто, то дайте хотя-бы разок этому случится, как-нибудь красочно это описав. В конце концов, арсенал событий в ДнД ограничен только вашей фантазией и фантазией игроков.
9) Сюжет, или как не сойти с ума пытаясь вести игроков по рельсам
ДнД знаменита тем, что позволяет делать что угодно практически. И это как правило говорят игрокам. А затем, когда идет игра, и игроки пытаются делать что-то, что не написано в вашем сюжете. И плохой ДМ начнет тормозить игроков, не пускать их куда-либо или еще что-то. Если вы видите что игроки получают удовольствие от того что они делают, пусть они этим занимаются. Пусть маги бегают ловя сачком бабочек, вместо того, чтобы искать решение какого-либо ребуса. Вам как мастеру придется постоянно подстраиваться под действия игроков, и в конечном итоге приводить их туда куда нужно, но по их воле, а не вашей прихоти. Я, обычно, когда готовлюсь к игре с сюжетом, то отмечаю начало и конец и цепь событий которая должна произойти. И потому не заметно для игроков веду их по этим событиям. Но сразу говорю что практически ни одна игра не проходит так как задумывалось, и это нормально.
10) Истории
Если вы только начинаете этот путь, крайне рекомендую для начала взять уже готовую историю, будь то история из стартового набора, или таже "Тирания драконов", не важно. Лучше начать водить игры с готовой истории чтобы понять, что и как работает, как строятся повествования, как населен мир и так далее. После этого уже делать свою историю, или можно так же продолжать водить готовые сценарии, это не менее интересно. И в том и другом случае вас ждет масса новых впечатлений и переживаний.
Тема очень и очень обширная и за раз охватить все, просто невозможно. По каждому пункту можно расписать отдельную статью. Если вам интересно это направление и у вас есть вопросы или пожелания, пишите, я с радостью поделюсь с вами опытом или просто мыслями на ту или иную тему.
Кстати скоро выходит локализованная книга игрока, книга мастера и бестиарий. Это большое событие для русскоговорящего сообщества, а так же хорошее время чтобы начать свой путь, как в роли игрока, так в роли и мастера.
Ламповых вам игр, вкладывайте силы в ваши игры это не раз к вам вернется.