102 год до н.э. Юго-Западная Галлия, подножье Альп
Идет война Рима с кимврами и тевтонами. Не сумев завевать земли белгов, кимвры ушли за Рейн, а тевтонов и амбронов царь тевтонов Тевтобад повел на Италию. 290.000 тевтонов и амбронов (видимо дана общая численность народностей вместе с женщинами и детьми; так как число воинов названное источниками – это 100.000 человек) шли на Италию. В Риме это вызвало панику.
Консулы Гай Марий и Квинт Лутаций Катул с легионами ускоренными маршами выступили навстречу врагу.
Опасаясь, что кимвры могут пройти на Италию через Адьпы, Лутаций Катул расположился в их проходах, а Гай Марий со своими легионами выступил к реке Родан, куда подходила армия Тевтобада.
Германцы перешли Родан и расположились лагерем против лагеря Мария. Несколько раз они пытались вызвать легионы на сражение, но Марий не разрешал своим солдатам вступать в бой, объясняя, что их задача выиграть войну и не нанести поражение врагам. Попытка тевтонов штурмовать лагерь римлян была отбита с большими потерями для германцев.
Тогда Тевтобад поднял свою армию и повел ее в обход римского лагеря к Альпам. Шесть дней германцы и их обоз шли мимо римского лагеря и шесть дней Марий удерживал своих солдат от нападения на врага. Когда же германцы прошли, Марий повел легионы следом за ними. Так шли несколько дней, пока не дошли до подножья Альп. Здесь Марий разбил лагерь на возвышенности, не имевшей воды. Таким образом, он дал понять легионерам, что время битвы пришло. И у них нет другого выхода, как победить, так как в лагере спастись они не смогут. Враги возьмут их измором: нет воды – сдавайся. Сражение началось следующим днем с нападения германцев на обозных римлян, спустившихся за водой. На помощь своим выступили лигуры (вспомогательные когорты римской армии состояли из италиков или союзных народов). 30.000 амбронов двинулись на лигуров из лагеря германцев. Италийские легионы перешли реку, на берегу которой выстроились амброны и решительной атакой обратили тех в бегство. Когда амброны добежали до своего лагеря, преследуемые италиками, им навстречу хлынула толпа германских женщин, вооруженная топорами. Разъяренные женщины, обзывая амбронов трусами и предателями, вступили в бой и отбросили италиков от германского лагеря. Сумерки положили конец сражению. Италики отошли в свой лагерь. Ни римляне, ни тевтоны в тот день так в битву и не вступили.
И тут Тевтобад допустил ошибку. Если бы ночью, которая наступила после сражения с амбронами, он послал бы своих воинов на римский лагерь, его мог ждать успех, так как римляне и италики были растеряны. Они никак не ожидали, что амброны и германские женщины могут сражаться с такой яростью. Но Тевтобад не вывел своих ни в ту ночь, ни на следующий день, что позволило Марию успокоить своих солдат и объяснить, что германцы их бояться, раз до сих пор не вышли на битву после поражения амбронов.
Когда наступила следующая ночь, Марий отправил Клавдия Марцелла с 3.000 тяжеловооруженных в тыл к врагам. Задача Марцелла было атаковать германцев в момент, когда они все втянуться в битву с легионами.
С рассветом Гай Марий вывел легионы из лагеря и выстроил их на возвышенности, а конницу выслал вниз, на равнину. Тевтоны приняли вызов и, вооружившись, высыпали из своего лагеря и пошли в атаку на возвышенность. Римляне сначала закидали врага пилумами, а затем, выхватив мечи, начали сверху вниз теснить германцев своими щитами. В результате среди тевтонов возникло замешательство. Когда их передние ряды перемешались с задними. И в момент этой неразберихи в рядах германцев, им в тыл из засады ударил Клавдий Марцелл со своими.
Германцы не выдержали двойного натиска римлян и, мешая ряды, обратились в бегство. В погоне за ними римляне ворвались в их лагерь избивая тех, кто сопротивлялся и захватывая тех, кто сдавался. Бойня получилась страшной. Более 200.000 человек пали, около 90.000 попали в плен. Спаслись немногие. Был схвачен царь Тевтобад, который укрылся в соседнем лесу, но был обнаружен легионерами.
Пока Гай Марий громил тевтонов и амбронов, его коллега консул Лутаций Катул драпал. Испуганный многочисленностью кимвров, которые вошли в Альпы, он ничего умнее не придумал, как оставить без защиты альпийские проходы, и отошел на реку Алезию (вар.: Натизон). На южном берегу реки он выстроил лагерь, но… Его легионеры уже были заражены страхами собственного военачальника. И при известии о приближении кимвров, началось массовое дезертирство. Дошло до того, что большая часть легионеров покинули лагерь и двинулись походным маршем на юг. И возглавил их в этом сам консул.
Только небольшая часть храбрых римлян не поддалась общей панике и осталась в лагере. Когда подошли кимвры и атаковали лагерь, римляне защищали его с такой доблестью, что восхитились даже германцы. Кимвры взяли лагерь штурмом, но всех, кто попал к ним в плен, за мужество и доблесть, проявленные ними при защите своего лагеря, Бойриг, царь кимвров, отпустил на свободу.
После захвата лагеря Лутация Катула кимвры принялись грабить беззащитную страну. Гаю Марию пришлось приводить свою армию в порядок и выступать на кимвров.
В Риме как раз пришло время выборов. Когда римляне узнали, что Лутаций Катул позорно бежал, а Гай Марий одержал блестящую победу, его заочно (вопреки всем римским законам) выбрали консулом на следующий (101 г. до н.э.) год.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: Секст Аврелий Виктор, Веллей Патеркул, Евтропий, Плутарх, Полиэн, Тит Ливий, Луций Анней Флор
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: djarkynbek@yandex.ru