Найти в Дзене
VRadosti

Ностальгия: вспоминаем девяностые

Уважаемые читатели, позвольте, прежде всего, отметить, что данная статья, не первый месяц вертевшаяся на кончике моего карандаша, ни в коем разе не претендует на объективность и документальность. Данный текст – не что иное, как личные воспоминания отдельно взятого любителя компьютерных и видеоигр. Игры эти за последние десять лет ушедшего века проделали в нашей стране колоссальный эволюционный путь. Есть немалая вероятность, что вы, читатели, выскажетесь на эту тему абсолютно иначе, вспомните другие факты и сделаете замечания по поводу хронологии изложенных событий. Но, учитывая немалый возрастной диапазон листающих эти страницы, я надеюсь, что вы не зря проведете время за чтением; представители более старшего поколения вспомнят несшиеся галопом 90-е, а ценители хороших игр, по причине юного возраста еще отсутствовавшие в объективной реальности, узнают, как и во что «рубились» их родители, старшие сестры и братья.

В самом начале 90-х детвора и юношество еще развлекались реликтами ушедшей эпохи – определенной популярностью еще пользовалась карманная игрушка «Ну, погоди!» о Волке, ловящем куриные яйца. Игра эта была примитивной, как наскальная живопись, и свои «золотые» годы пережила во времена дефицита и блата. Чуть сложнее была карманная же забава, называвшаяся, если память не изменяет мне с кем попало, «Тайны океана». В ней нужно было перемещать водолаза из лодки к сундуку с подводными сокровищами и обратно, а мешал этому злонамеренный спрут. О «Ну, погоди!» остроумно пошутили КВНщики. Когда гостю с Запада показали упомянутое устройство, иностранец воскликнул: «Как, на этом ноутбуке всего одна игра?!» На это наши земляки смущенно ответили: «Зато здесь в конце мультик показывают…»

-2

С компьютерными играми, как и многим моим ровесникам, мне довелось познакомиться в школьных стенах. Одно из классных помещений было превращено в логово жутких монстров, имевших с современными компьютерами очень мало сходств. Естественно, школяров интересовали в первую очередь игрушки, а не способы рисования прямоугольников и составления таблиц. Выбор забав был скуден, но на первобытных ПК играли без устали. Безусловным хитом стала одноклеточная аркада, в которой очень условно нарисованный человечек должен был добраться с нижнего этажа простенького уровня до верхнего. При этом необходимо было перепрыгивать через скачущие навстречу мешки. Ходил слух, что где-то на самом верху за человечком гонялся Огромный Черт, но Черта этого никто в глаза не видел, за исключением вечно поддатого трудовика, но здесь уж ЭВМ ни при чем. Подобные развлечения всерьез вдохновить не могли, и школьные компьютеры не оставили в моей юной душе ни малейшего следа.

Но вскоре на моей исторической родине открылся прототип заведения, которое позднее назовут компьютерным клубом. В здании местного бассейна с вполне безобидным для той поры названием «Блакiтны» по чьей-то предпринимательской инициативе было арендовано небольшое помещение, в котором каждый желающий за не совсем символическую плату мог поиграть за одним из дюжины компьютеров. Модель этих компьютеров скрыта, к сожалению, за пеленой прошедших лет. Впрочем, чтобы поиграть в одну из игр, которые, в отличие от черно-белого убожества про скачущие мешки, были яркими и шумными, требовалось отстоять очередь. Счастливчиков, пробующих невиданное доселе развлечение, отгораживала крепкая деревянная перегородка с оборудованной защелкой дверцей. За перегородкой всегда толпилась группа страждущих и шумно комментировала происходящее.

Играли в основном в несложные аркады про летящие слева направо вертолеты и прыжки через монстров и ловушки, но для большинства юношей с горящим взором это был действительно новый опыт. Ни о каких наушниках речи не шло, и все компьютеры весело и громко пищали на все лады. В бассейне постоянно стоял звуковой хаос, образующий труднообъяснимую гармонию с запахом хлорированной воды. Список доступных игр был переведен на русский человеком ограниченной креативности с незнанием иностранных языков, и на листке бумаги красовались надписи «Вертолет в ущелье», «Самолет над рекой», «Поиск сокровищ» и т.д. Играть в абсолютно все игры можно было только джойстиком. Джойстики того времени были девайсами крайне хрупкими и своенравными. Ими же играли в главный хит клуба - первый на моей памяти файтинг, называвшийся, по версии администрации, «Карате», но позднее опознанный мной как проект из популярной серии Fist. В «Карате» можно было отлупить лучшего друга! Неприспособленные для таких активных действий джойстики скорбно хрустели, и время от времени один из «каратистов» заявлял: «Ой, а мой человечек перестал подпрыгивать!» Тучная тетка, исполнявшая роль кассира, оператора и вышибалы, шипела разъяренной анакондой и приносила из подсобки новый джойстик, обреченный на скорую утилизацию. Интересно, что среди клиентов шныряли так называемые «инструкторы» - пацаны чуть старшего возраста, показывавшие, как во все это нужно играть. Половину оплаченного времени ребятня, ничего сложнее эпического аппарата «Морской бой» не видевшая, пялилась на то, как за них проходят уровень за уровнем. Впрочем, все были довольны, а очередь не уменьшалась.

-3

Вскоре развалился Советский Союз. За заслуги, перечень которых, если честно, был ускользающее мал, родители дали «добро» на покупку моего первого ПК. Направляясь к столичному магазину «Электроника», в потной ладошке я сжимал купюры с изображением живности из родных лесов. Покупкой оказался «Байт» Брестского ПО, ZX Spectrum-совместимый компьютер (ZX в то время стремительно набирал популярность). В комплектацию «Байта» входили блок питания и клавиатура. Все остальные детали создатели запихнули прямо в клавиатуру. Изображение выводилось на экран телевизора, а программы загружались с магнитной ленты посредством магнитофона. Писк и скрежет, который издавали при этом динамики, наверняка мог бы рушить стены библейских городов, но каждый раз при запуске игры их приходилось терпеть.

-4

Ассортимент игровых программ для ZX был огромен. Бюджеты игр были крохотными, а команды разработчиков не исчислялись сотнями умельцев, как ныне. Среди гор откровенного мусора попадались не ограненные алмазы. Например, культовая космическая Elite с настоящими трехмерными кораблями и станциями. Или аркадный квест Dizzy, скрасивший немало вечеров мне и мгновенно образовавшемуся из числа приятелей клубу любителей компьютерных игр. В Dizzy не было инвентаря, не было сложных загадок, можно было лишь схватить в руки героя весьма своеобразной внешности один из предметов и думать, где же и как его применить. Но уж если удавалось «чесноком» убить «вампира», то восторгу не было предела. В специальную тетрадь аккуратно вносились достижения каждого члена «клуба» по исследованию сказочного мирка Dizzy.

Далее читайте здесь

Также читайте нашу статью об истории 8-ми битных приставок