Недавно написал пост о сыне однокурсника, который начал зарабатывать лет с двенадцати и теперь практически молодой успешный бизнесмен-миллениал. То ли наши чиновники начали почитывать «Дзен», то ли действительно «молодежь и деньги» уже им как кость в горле…
В общем, наше Министерство просвещения вместе с ЦБ разработало методические рекомендации для обучения финансовой грамоте в детских садах. Театральные постановки, сказки, веб-квесты и тематические игры — все это, по их замыслам, должно научить детей пользоваться деньгами с малых лет. Навыпускают литературы — и вперед, выращивать будущих ипотечных заемщиков буквально с горшка.
В свое время дарили мне подобную книжицу. Как сейчас помню, называлась «Бизнес крокодила Гены». Причем автор — всем известный классик Успенский. В общем, там было все по максимуму: банки, биржи, собственная валюта. Гена в роли частного инвестора, которого в итоге, как и ожидалось, грубо «кинула» старуха Шапокляк. В общем, высокоморальное и обличающее нравы современного капитализма произведение.
Но вот, честно говорю, у моих детей оно интересом не пользовалось. И это притом, что тот же Успенский или Чуковский шли просто на ура. Я уже не говорю про сериал о Незнайке. Причин считать мою дочь и сына уникумами, тонко чувствующими литературу, как-то нет. Скорее всего, детям просто неинтересны все эти проблемы взрослого мира. Поиграть в продавщицу — это одно, а вот следить за финансовыми операциями любимых персонажей — совершенно иное дело. Не говоря уже о том, чтобы запомнить, как работает банкомат или откуда берутся деньги.
Да у нас даже люди с вузовскими дипломами с финансами не дружат! Тут одна микрофинансовая контора сообщила, что, оказывается, граждане с высшим образованием берут займы в среднем на 60% выше, чем заемщики со средним образованием. И еще таким клиентам чаще одобряют кредиты. Либо ростовщики научились впаривать свои микрозаймы, либо наше образование настолько уже деградировало, что выпускники не могут подсчитать, во что им в итоге обойдутся эти деньги.
Мой сын, когда окончил школу, вообще не разбирался ни в чем. Даже открывать ему вклад пришлось вместе с мамой. А карту одного банка пришлось оформлять ему мне, онлайн. Сам он при этом проявлял весьма посредственное участие.
Я этому не удивляюсь. Ему просто неинтересно, поскольку пока это не особо касается его кармана. Пока у него не появится реальная проблема, как с толком потратить или сохранить заработанные деньги, вся эта финансовая грамотность — чистая теория. Поэтому если ввести такой предмет в школе, то в большинстве случаев это будет очередное ОБЖ или политология. Предметы, безусловно, познавательные, но второстепенные. Сдавать-то ЕГЭ все равно большинству приходится по совершенно другим предметам.
Не знаю, что там в итоге выйдет с детсадовцами у наших чиновников. Может, и получится вырастить одного-двух финансовых гениев. Но, скорее всего, выйдут не Баффеты, а Мавроди. Таковы уж национальные особенности. Увы, но вся эта череда кризисов, начиная с далекого 1998-го, ясно показывает: как бы вы бережно и осторожно ни обращались со своими деньгами, но в случае чего защитить себя от потерь не поможет никакая финансовая грамотность.
Читать еще: Сын начал много зарабатывать. Как к этому относиться?
Алексей Кулясов