По прошествии года (без малого) в Госдуму на рассмотрение наконец подан проект закона, который должен разрешить дилемму со страхованием грузоперевозчиков и экспедиторов. Об этом сообщила официальный автор законопроекта Татьяна Алексеева, член партии «Единая Россия». Проект, согласно ожиданиям, будет рассмотрен осенью, но положительные прогнозы в страховом сообществе в отношении нововведений звучат уже сегодня.
Что изменится, если законопроект примут
По данным статистов, спрос на договоры страхования ответственности перевозчика и экспедитора в цифрах оценивается в 3,8 млрд рублей. Из них страховщиками в 2018 году получено менее 20%. Полис преимущественно покупают перевозчики и экспедиторы, занятые в международном грузообороте и сегменте доставки транзитных товаров. На 25% рынок обеспечивается страховыми решениями от компаний с зарубежным головным офисом или иностранными страховщиками (оформление полиса за границей).
Российские перевозки страхованием ответственности грузоперевозчика покрываются меньше чем в 20% случаев. Связано это с разночтениями законодательных актов, в частности, статьи 942 ГК и закона о страховании.
Первая норма де-факто задает условия законности страховки ответственности, отменяя возможность добровольного страхования представителей различных отраслей, включая индустрию транспортных услуг. Вторая оставляет возможность застраховать ответственность перевозчика (как и любую другую ответственность в рамках имущественного страхования), но не указывает прямо на действительность такого договора.
Если новый законопроект примут, рынок получит:
- возможность оформлять полисы страховки ответственности транспортных компаний, закрепленную в законодательстве;
- четкий перечень рисков, с которым могут работать страховщики;
- внятное разделение условий страхования товара в пути и ответственности за него исполнителя рейса;
- эффективный инструмент защиты интересов грузоперевозчика как перед заказчиком, так и перед страховщиками (на текущий момент более 30% претензий на выплаты по уже заключенным договорам оспариваются в суде).
Долгий путь к справедливому страхованию
Напомним, что летом прошлого года ВСС в связи с участившимися претензиями ТЭК поднял вопрос о необходимости корректировки законов. Минтранс и Центробанк инициативу поддержали. После чего началась работа над созданием нормы, которая сделала бы страхование ответственности за перевозку грузов законным и лишила страховые компании возможности оперировать разночтениями норм для отказа в выплатах.
По готовности проекта начался процесс его согласования. На текущий момент документ прошел проверку и получил одобрение:
- Минфина;
- Минтранса;
- Центробанка;
- Правового управления ГД РФ;
- комитета Госдумы по транспорту и строительству.
Работы над текстом нормы, которая призвана не только узаконить, но и регламентировать страхование ответственности перевозчика грузов и экспедитора, проводились на нескольких уровнях. Сбор материалов осуществляла Торговая палата при активном содействии представителей отрасли. Разработкой формулировок занимались в ВСС. На выходе совместными усилиями получен документ, высоко оцененный будущими страхователями и страховым сообществом.
Вероятность успешного прохождения последнего «рубежа» перед вступлением закона в силу стремится к максимуму. Хотя бы потому, что в стратегии развития страхования в РФ на ближайшие три года заложен план по расширению охвата представителей различных отраслей. Страхование транспортных компаний (в том числе в части их ответственности по договору) рассматривается как одна из перспективных программ.
Новые возможности для страхователя
На важности, своевременности и актуальности данного закона не раз настаивали сами потенциальные пользователи продукта. Так, по данным бизнес-сообщества, 80% крупных транспортных компаний уже сегодня готовы воспользоваться полисом с покрытием самого широкого спектра рисков:
- для имущества ( договор страхования ответственности грузоперевозчика за повреждение и утрату груза);
- интересов заказчика (задержки поставок, недостача, нарушение порядка выдачи, неправильная адресация, дополнительные провозные платежи по вине перевозчика и т. д.).
Страховщики уже готовят новые комплексные продукты, которые будут включать все три пункта страхования перевозки груза (КАРГО, гражданская ответственность ТЭК и ответственность по договору). Согласно прогнозам, стоимость комплексного продукта будет ненамного выше цены отдельных страховых решений, предлагаемой сегодня.
Рабочий страховой полис для международных рейсов
В ожидании положительных изменений СА «GALAXY страхование» напоминает, что страхование ответственности транспортных компаний по договору действует и сейчас. Для экспортно-импортных поставок, которые регламентируются международными правилами, этот вид полиса оформляется на законных основаниях.
Единственное условие эффективной финансовой защиты – порядочность страховщика, готового исполнять обязательства по договору. В нашем портфеле партнеров собраны только такие страховые компании, у которых можно оформить нужный продукт онлайн. И получить выплату при наступлении страхового случая.