Найти тему
ИА Хакасия

Правительству Хакасии невыгодно понижать прожиточный минимум

Постоянный читатель 19rus.info попросил пояснить, почему в Хакасии снизилась величина прожиточного минимума:

«Являюсь вашим подписчиком, всегда начинаю читать сначала ваши новости, только потом остальные СМИ, то же самое делал и при правлении Зимина. Вопрос у меня такой: 12 апреля был подписан документ нашим губернатором о снижении прожиточного минимума, вами эта новость никак не освещалась. По крайней мере не нашел ничего, но недовольство в народе не шуточное, очень много с кем общаюсь, и все винят губернатора, даже те, кто за него голосовал, люди в недоумении, как так могло получиться? Многие лишились разного рода доплат за коммунальные услуги и электричество, особенно кто получал их из республиканского бюджета. Возможно, я могу ошибаться, не могли вы прояснить ситуацию, в противном случае это молчание будет считаться так, что народ прав. Заранее благодарен».

Как пояснили 19rus.info, в Минсоцразвития, расчет прожиточного минимум идет от двух составляющих: потребительской корзины и данных Росстата. Никакой отсебятины - республиканское правительство просто не имеет права позволить себе как-то самодеятельно установить величину минимума. Тем более тогда, когда регион находится под казначейским сопровождением.

Исходя из информации, которую представляет статистика, величина прожиточного минимума в течение года (поквартально) может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

«Такая величина возникла в связи с сезонным колебанием цен. В потребительской корзине есть 12 показателей, перечень которых утверждается федеральным законодательством. На какие-то виды продуктов стоимость может быть снижена», - пояснила 19rus.info и.о. министра труда и социального развития Наталья Дьяченко.

Иными словами, величина прожиточного минимума была снижена за IV квартал 2018 года, то есть осенью, когда было сезонное понижение цен на овощи — капусту, картошку, свеклу и морковь. Отсюда и уменьшение. По сравнению с III кварталом 2018 уменьшился: на душу населения - 177 руб. (-1.79%); для трудоспособных -193 руб. (-1.85%); для пенсионеров -118 руб. (-1.48%); для детей -192 руб. (-1.85%). Минимум составил 9 876 рублей на душу населения вместо 10 053, которые были в III квартале.

Еще раз подчеркнем: речь идет о последних трех месяцах 2018 года: октябре, ноябре и декабре.

Такое уже наблюдалось в прошлые года. К примеру, в 2016-м минимум за III квартал составлял 9 189 рублей, однако в IV квартале был снижен до 8 958 рублей. То же самое происходило и в 2017 году: в III квартале сумма составляла 9 538 рублей, в четвертом несколько ниже — 9 133.

В правительстве республики в ближайшее время должны согласовать стоимость прожиточного минимума за I квартал, сумма должна составить 10 579 рублей, то есть на 703 руб. больше!

«Мы учли повышение цен, те товары, которые входят в продовольственную корзину, цены, которые определяет Росстат. И во всяком случае, большее количество людей будут иметь право на меры социальной поддержки», - добавила Дьяченко.

То есть республиканскому правительству невыгодно понижать величину, поскольку в этом случае возрастает количество граждан, имеющих право на меры соцподдержки.

К слову, на Алтае величина прожиточного минимума составила 9 752 рубля, в Республике Алтай — 9 334. И лишь в Красноярском крае - 11 642 рубля.

Более подробный комментарий предоставило управление пресс-службы главы РХ:

"Федеральный закон Российской Федерации от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в Республике Хакасия разработан и действует Закон РХ от 09.11.2004 года № 79 «О прожиточном минимуме в Республике Хакасия», который определяет порядок установления величины прожиточного минимума в Республике Хакасия.

В соответствии со статьей 4 ЗРХ от 09.11.2004 года № 79 величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хакасии устанавливается правительством республики.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в РХ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных органа государственной статистики (далее – статистика) об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Исходя из информации, которую представляет статистика, величина прожиточного минимума в течение года (поквартально) может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 года № 671-р Министерство социальной защиты РХ обязано в течение 55 рабочих дней после отчетного периода (квартала) установить величину прожиточного минимума и предоставить данные в статистику.

Размер прожиточного минимума используется при оказании необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

По предварительным данным статистики, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения Республики Хакасия на 01.01.2018г. составляет 17,8% или 95 677 человек (численность населения Республики Хакасия на 01.01. 2018г. – 537 513 человек).

В настоящее время Министерством социальной защиты Республики Хакасия предоставляются следующие меры социальной поддержки с учетом критерия нуждаемости:

- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

- ежемесячное государственное пособие на ребенка;

- ежемесячная выплата на третьего и последующего ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет;

- выплата на ребенка, поступившего в высшее учебное заведение, из многодетной семьи;

- субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- льготы гражданам, имеющим большой трудовой стаж;

- путевки в оздоровительные лагеря детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- путевки на санаторно-курортное лечение детям, состоящим на диспансерном учете;

- оказание социальной помощи на основании социального контракта;

- оказание материальной помощи;

- компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, вышедшим на пенсию.

Кроме того, надомные услуги на бесплатной основе также предоставляются гражданам, доходы которых не превышают полуторакратной величины прожиточного минимума. Их удельный вес составляет 41% от общего числа получателей данных услуг".