Найти тему
Философия Ирен

Блог-тур в Лискинский район. Краткая справка о Лисках.

В субботу 20 апреля состоялся наш последний блог-тур в Лискинский район.

Административным центром его в настоящее время является город Лиски, с которого и началось наше третье путешествие.

Как появилось название Лиски, и как и почему город менял его.

Возникновение города Лиски тесно связано со строительством железной дороги.

Так, в 1870 году появилась железнодорожная станция Лиски, построенная вблизи села Новая Покровка.

Свое название она получила от древнего села Лиски (Лыски).

Лыски значит "лысые". Лысыми здесь называли меловые горы, расположенные по правому берегу реки Дон. Они, как правило, не имели растительности, то есть были "лысыми". Собственно, ради этих гор и затевалась вся экскурсия.

В 1928 году к пристанционному поселку присоединили село Новопокровское и преобразовали получившее поселение в рабочий поселок, дав ему название "Свобода". С 1937 года "Свобода" стал городом.

В 1943 году его переименовали в Лиски.

В 1965 году населенный пункт опять сменил свое название на Георгиу-Деж, по фамилии румынского коммуниста Г. Георгиу-Дежа.

По одной из городских легенд, данный деятель умер на этой железнодорожной станции.

В 1991 году административному центру вновь возвращено его "имя" Лиски.

История Лискинского района.

Несмотря на то, что возникновение города Лиски связано именно со строительством железной дороги, история Лискинского района уходит своим корнями в глубь веков.

Так, первые упоминания о поселениях на Лискинской земле, относятся к IV-III векам до н.э.

Среди наиболее известных археологических раскопок - городища Титчиха и Маяцкое.

С конца XVI века на юго-западе современного города Лиски, на старом русле реки Дон, озере Богатое, на лето стал устанавливаться сторожевой пост Богатый Затон.

Основной функцией его было наблюдение за передвижениями крымских и ногайских татар.

Именно этот пост и положил начало современному городу Лиски.

В начале XVII века Богатый Затон стал одним из откупных воронежских угодий. Также в это время появляется много поселений, ставших прородителями нынешних населенных пунктов Лискинского района.

В XVIII веке на месте Богатого Затона возникло село Новая Покровка, о котором я писала выше.

В конце XIX века стала строиться железная дорога.

Промышленность Лисок.

Изначально основная промышленность города была связана с железнодорожным сообщением.

После ВОВ в Лисках стали появляться механические мастерские, выросшие впоследствии в крупный завод металлоконструкций.

В 1955 г. был введен в эксплуатацию Лискинский маслоэкстракционный завод.

В 1968 г. запущены первые мощности сахарного завода.

В дальнейшем возникла масса других предприятий.

Достопримечательности.

1. Лискинский историко-краеведческий музей.

-2

2. Памятник железнодорожникам.

3. Клуб железнодорожников.

-3

4. Детская железная дорога.

5. Памятник лисе.

6. 4 храма:

1) Храм Новомучеников Воронежских;

2) Собор Владимирской иконы Божией Матери;

3) Церковь Покрова Пресвятой Богородицы;

4) Христо-Рождественский храм.

На территории города действует санаторий "Радон". Открыт он был в связи с обнаружением в этой местности радоновых источников и изначально был ведомственными санаторием железнодорожников. Цена путевки составляла всего 12 руб.

Спасибо, что прочитали.

Продолжение о блог-туре читайте в следующих статьях.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Картинная галлерея Криворучко Г.П. в Лискинском музее.