Найти тему
Mr. Engelhardt

Кино ужасов

Оглавление
«Мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью.»
Стивен Кинг

В жанровом многообразии, в потоке коммерческого влияния и критики к сегодняшнему дню затерялся уникальный своей атмосферой жанр УЖАСЫ.

С 80-х годов хоррор-фильмы начали продаваться никудышным владельцам, желавшим «срубить» хорошую кассу на волне популярности кинокартин. Поэтому мы часто можем наблюдать множество ремейков и очередных сиквелов. Новые сюжеты не придумываются, а идеи выжимаются из оригинальных фильмов до тех пор, пока тема не изживёт себя или какой-нибудь режиссёр не снимет достойное завершение (либо ещё одно продолжение). В настоящий момент жанр загублен жаждой обогащения, вместо того, чтобы являться таким же великим, как драма. Хоррор-фильмы даже не могут похвастаться выигранными наградами, кроме как за грим и спецэффекты, всё потому что потеряли ужасающе прекрасный стержень кинематографического искусства.

-2

Раньше было лучше

С 30-х годов XX-го века многое поменялось: визуальная составляющая стала гораздо лучше, однако классика останется в прошлом веке. Кинокомпания Universal, можно сказать, сформировала жанр и создала почву для создания последующих культовых кинолент. Именно в то время появились первые фильмы со звуком и именно тогда Universal Pictures создала свой мир монстров, который был неудачно начат как «Тёмная вселенная» с фильма «Мумия» (2017). В 30-е и 40-е были сняты такие картины, как «Горбун из Нотр-Дама» (1923), «Призрак Оперы» (1925), «Франкенштейн» (1931), Дракула (1931), «Человек-невидимка» (1933), «Мумия» (1932), «Человек-волк» (1941), не менее примечательным считается «Тварь из Чёрной Лагуны» (1954).

Хотя эти фильмы признаются многими как культовые нельзя отрицать достаточно вялый даже по меркам тех времён сюжет. Их примечательной особенностью являлась необычность того, что происходит на экране: очень реалистичные монстры, мутанты, твари, сошедшие со страниц книг или перекочевавшие из легенд и мифов, стараются напугать зрителя своей правдоподобностью. Нужно отдать должное актёрам, игравшим роли этих упырей. Одними из тех, кто до сих пор остаётся на устах, являются Борис Карлофф («Франкенштейн» и «Мумия») и Бела Лугоши, известный своим завораживающим и цепенеющим образом графа Дракулы.

-3
«Мы щекочем себе нервы, потому что фильмы ужасов имеют некий терапевтический эффект. Мы проецируем на экран свои тайные страхи, учимся с ними справляться. Мы воспитываем инстинкт самосохранения.»
Владимир Селезнёв

Также существуют менее популярные фильмы, ставшие своего рода придатками первых картин про известнейших монстров: «Дочь Дракулы» (1936), «Сын Дракулы» (1943), «Невеста Франкенштейна» (1935), «Сын Франкенштейна» (1939), «Призрак Франкенштейна» (1942), «Дом Франкенштейна» (1944), «Рука мумии» (1940), «Гробница мумии» (1942), «Призрак мумии» (1944), «Проклятие мумии» (1944), «Возвращение человека-невидимки» (1940), «Девушка-невидимка» (1940), «Агент-невидимка» (1942), «Месть человека-невидимки» (1944), «Месть твари из Чёрной Лагуны» (1955), «Тварь из Чёрной Лагуны среди нас» (1956).

-4

Кстати, именно Universal создала такой тип фильмов, как кроссовер. Среди первых таких лент: «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» (1948), «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943), «Эбботт и Костелло встречают мумию» (1955), «Эбботт и Костелло встречают человека-невидимку» (1951) и «Дом Дракулы» (1945). За неимением достаточно хороших идей для достойных продолжений или совершенно иных сюжетов, снимались однотипные фильмы, не имевшие в себе ничего из той таинственной и страшной атмосферы, как это было чуть раньше и станет позже.

-5

Настоящая эпоха культовых фильмов ужасов берёт начало с конца 60-х и продолжается вплоть до начала 90-х. Благодаря открытию человеком космоса для общества, которое до этого знало о невероятной и настораживающей фантастике лишь в книгах, стало возможным отправить Эллен Рипли в опаснейшую космическую экспедицию с ксеноморфами на борту в фильме «Чужой» (1979), повергнуть в неистовый до дрожи в кишках ужас команду полярников, обнаруживших что-то необъяснимое во льдах Арктики в «Нечто» (1982).

-6

Нарастающая популярность книг Стивена Кинга и других писателей дала огромнейшее «поле» для создания известных кинолент, повествующих в основном о молодёжи и для молодёжи истории с алкоголем, житейскими неприятностями и кровью, брызжущей во все стороны из какого-нибудь мальчика. Кинговские экранизации знают многие: серия фильмов «Дети кукурузы», «Сияние» (1979), «Калейдоскоп ужасов» (1982), «Кладбище домашних животных» (1989), «Куджо» (1983), «Мизери» (1990), «Максимальное ускорение», фильм, который снял сам Стивен, «Кристина» (1983) и другие.

-7

Вернёмся немного назад и увидим восхождение психологических хорроров, в которых самым страшным монстром, опаснейшим ублюдком и уродом является человек, как правило, с психическим расстройством личности. К таковым относятся: «Психо» (1960), «Ребёнок Розмари» (1968), «Сёстры» (1972), «Исступление» (1972), «Хэллоуин» (1978), «Мизери», «Молчание ягнят» (1991), «Американский психопат» (2000) и другие.

«Монстры – это мы. Глубоко внутри у нас сохранилась часть мозга рептилии, которая убивает, и ей всё равно.»
Джон Карпентер

Хотелось бы в отдельности упомянуть тему зомби, так как это также обширное явление не только в истории фильмов ужасов, но и культурно-развлекательном развитии в целом. В каких-то фильмах пугающие, в других забавные, успешные в начале и натянуто увлекательные в настоящее время ходячие мертвецы прочно осели в нашей жизни. Ряд знаменательных кинокартин на тематику зомби: серия фильмов (особенно первый, 68-го года) Джорджа Ромеро «Живые мертвецы», которым принадлежат ночь, рассвет, день и другие временные промежутки, серия экранизаций одноимённых видеоигр «Обитель зла», также трилогия «Зловещие мертвецы», «Пожиратели плоти» (1979), «28 дней спустя» (2002) и сиквел «28 недель спустя» (2007), «Добро пожаловать в Zомбилэнд» (2009), «Я – легенда» (2007), «Война миров Z» (2013) и многие другие.

-8

Жанр или поджанр

Кардинально отличающей чертой фильмов ужасов является их жанровая универсальность. Мы хотим научно-фантастическое кино, но чтобы оно было страшным – «Чужой», желаем превратить психологические ужасы в драму, сохранив при этом напряжённое состояние – «Прочь» (2017), а если слепить боевик и хоррор – «Обитель зла» (2002), добавим к тому, скажем, вампиров – «Блэйд» (1998), а если ещё больше вампиров – «Другой мир» (2003), хотим паранормальщины – «Пункт назначения» (2000), а если вы любитель посидеть перед телевизором, то вот вам «Звонок» (2002), встаньте прогуляйтесь. Таким образом, можем заметить, что жанр ужасы очень разнообразен, создано множество поджанров и стилей. Если нам приелось всё обычное, надоели «Ходячие», но нравятся зомби, можем расслабиться за просмотром «Добро пожаловать в Zомбилэнд».

-9
«Жанр фильмов ужасов чем-то сродни порнографии: людям неудобно сказать, что они не смотрят драму, что они не смотрят комедию. Но они запросто могут сказать, что не смотрят хорроры. Этот жанр вызывает сильные реакции.»
Гильермо дель Торо

В погоне за большими кассовыми сборами кинодельцы создали второсортные фильмы, которые зарыли весь антураж и истинный саспенс хорроров. Однако существуют неплохие уникальные своей подачей реабилитации. Например, очень напряжённая и держащая зрителя за поджилки до самого конца «Мама!» (2017) Даррена Аронофски, отсылающая каждым кадром к ужастикам 80-х «Мэнди» (2018) с неудержимым Николасом Кейджем, странный, но не менее жуткий до ощущения впившихся в спину когтей «Бабадук» (2014), садомазохистский «Пирсинг» (2018) и другие.

Перечислить все культовые фильмы можно, но мы не преследуем этой цели. Если твоего любимого ужастика не оказалось среди всех упомянутых кинолент, напиши о нём в комментарии.

Автор: Александр Энгельгардт