Первый год Великой Отечественной войны был богат на необычные технические решения в противостоянии фашистам.
Острая нехватка практически всех видов вооружения, побуждала советские "светлые умы" на создание нестандартного оружия .
Одним из таких "чудес", была... сухопутная торпеда. Идея создания самоходного, дистанционно-управляемого заряда не была чем-то новым для 41-го года. Подобные механизмы пробовали создавать в 30-х годах конструкторы многих европейских стран.
Советский конструктор Казанцев, также занимался подобными проектами ещё до войны. И только опасность, нависшая над страной позволила реализовать его проект.
Итак, какие же задачи должна была решать эта торпеда?
Главной целью беспилотной самоходки, было: подобраться как можно ближе к бронетехнике противника и активировать фугасный заряд, который был единственным грузом этой "торпеды".
Кроме того, предполагалось использовать этот механизм в борьбе со стационарными укреплениями.
Начавшаяся война создала огромный дефицит практически всех материальных ресурсов, поэтому в конструкции этой "торпеды" применялись самые дешёвые и недефицитные материалы (например дерево).
Конструкция гусеничной самоходки, действительно получилась очень простой и состояла из минимального количества узлов:
-деревянная рама
-в носовой части боезаряд (в ящике со скошенными стенками)
-позади основного заряда, устанавливался ящик с дополнительной взрывчаткой
-на корме устанавливался привод (два электродвигателя для каждого из ведущих колёс)
-ходовая часть - 4 катка, направляющее и ведущее колесо
-траки состояли из резинотканевой ленты и деревянных брусков.
Питание на двигатели подавалось по кабелю , который за собой тянула самоходка. Источник питания находился у оператора. Регулируя величину тока, оператор изменял скорость вращения ротора двигателя. Таким образом обеспечивалась манёвренность.
Максимальная дистанция, на которую "торпеда" могла отъехать от оператора, составляла 500 метров. Оператор мог находиться как в окопе, так и ... в танке, который следовал вслед за "торпедой".
Максимальная грузоподъёмность этого механизма составляла 100 килограмм. Для выполнения особых заданий были созданы усиленные модели, способные доставлять заряд массой 0,5 тонны.
Подрыв заряда осуществлялся с помощью электродетонатора, питание на который также "приходило" по кабелю.
Для защиты от огня противника, основные узлы защищались стальными листами, расположенными под наклоном.
Первые испытания беспилотной самоходки состоялись в конце лета 41-го года в подмосковной Кубинке. Результаты оправдали все ожидания.
В ходе испытаний было выявлено несколько слабых мест:
- оператор находящийся в укрытии должен иметь хороший обзор, что не всегда возможно
- чтобы вывести из строя самоходку, достаточно повредить кабель, что на поле боя очень даже вероятное событие.
Тем не менее:
Первая партия дистанционно-управляемых самоходок (изделие ЭТ-1-627) в количестве 50 единиц, была выпущена московским заводом № 627. За всё время войны, было выпущено около 100 единиц этой техники.
Применялись эти "торпеды" при обороне Ленинграда и в Крыму против наступающих танков и для подавления ДОТов.
И всё же, от дальнейшего применения этой техники пришлось отказаться из-за частых случаев обезвреживания самоходки: пули и осколки повреждали кабель или привод. В результате, "торпеда" останавливалась, не доехав до своей цели. Несколько единиц немцы обезвредили, просто перерубив кабель топором.
Разработки более совершенных "сухопутных торпед" до конца войны больше не велись.
Если Вам понравилась эта публикация, ставьте "палец вверх" и нажимайте кнопку "Подписаться".