Уже давно не могу сдать несколько книг сразу в две библиотеки, сроки уже месяц как вышли. Не помню, чтоб вообще когда-нибудь так злостно нарушал библиотечные правила. В суете постоянно забываю потратить полчаса на дорогу, или хотя бы просто позвонить с повинной. И вот, посреди работы с источниками столетней давности встречаю этот плакат:
Это один из самых ранних примеров плаката в защиту книги, датируется 1920 годом. Вопрос о бережном отношении к книге был тогда совсем не праздным. За шесть лет войн и революций в России катастрофически упало производство бумаги, типографской техники, чернил. Цены на бумагу выросли с 1914 года в десятки раз! Соответственно упали и тиражи, большая часть дореволюционных книгоиздательств закрылась. Достать книгу в те времена было трудной задачей.
С другой стороны, книга была важнейшим оружием пропаганды. Прочитанная грамотным солдатом, рабочим или крестьянином, книга могла повлиять на умы тысяч других - тех, кто читать еще не умел. Неслучайно на плакате в центре сюжет с чтением красноармейцев на фронте. Картины с читающим крестьянами сдвинут на край плаката - Гражданская война еще шла, и мирное развитие деревни еще не было в приоритете молодого советского государства. Неслучайно на плакате нет рабочих - значительная часть из них и так была на войне, а те, что остались в тылу, не должны были отвлекаться от работы на фронт и победу.
Тем не менее, городские промышленные виды тоже фигурировали:
Характерно, что на этом плакате 1919 г. изображена работница, чья роль в экономике в этот период была очень велика. Огромные потери на фронтах Первой мировой войны и призывы рабочих на борьбу с "белыми" привели к тому, что женщины вставали за станки и занимались тяжелым "мужским" трудом. Советская власть уже тогда обращала внимание на досуг и "сознательность" пролетарок.
Плакаты о книгах можно условно разделить на три категории: восхваляющие, призывающие к сбережению и критикующие тех, кто книгу не бережет. Как ни странно, плакатов в первой категории было выпущено немного. Один из редких примеров, плакат 1920 г.:
Оригинальный пример восхваления: книга спасает от алкоголизма и праздности:
Плакаты о сбережении встречаются гораздо чаще. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) пытался разъяснить и способы сбережения книг. В 1919 г. художник А.Н. Лео нарисовал это объяснение не образом, а слегка рифмованным текстом:
Разделение страниц действительно было проблемой. Качество бумаги было как правило плохим, страницы быстро изнашивались даже при невинных загибах страниц. В 1920-е годы, когда полиграфическая промышленность страны только восстанавливалась, сюжет о "правильном" обращении занимал немало плакатов. С наступлением мира "врагами" книги иногда называлась погода:
Но основным "врагом" все же был сам человек. Регулярно изображались "несознательные граждане", делающие в книгах пометки:
Или по-тихому вырывающие страницы:
Отдельная группа плакатов разъясняла, как правильно пользоваться книгой. Например, пользоваться закладкой:
Не перегибать книгу и не свертывать ее в трубку:
Обертывать полученную книгу в бумагу и не мусолить ее грязными руками:
И если уж разрезаешь страницы - разрезай правильно:
В 1930-е годы такие плакаты становятся редкостью. Возможно власть перестала рассматривать эту проблему как первоочередную. Возможно, сама стилистика плаката в сталинскую эпоху серьезно изменилась. Как бы там ни было, пора бы мне все же книжки сдать...