Найти тему
The Rake Daily

Пионеры дизайна

Оглавление

В Москве одна за другой открываются галереи, специализирующиеся на коллекционном дизайне. Расскажем о трех первопроходцах

МАРИНА ВОЛКОВА

Галерея Heritage

Кристина Краснянская
Кристина Краснянская

В 2011 году галерея Heritage на Петровке провела выставку «Диалектика интерьера», представив, как антиквариат может сосуществовать с коллекционным дизайном. Экспонаты — от неоклассицизма и французского ар-деко в лице Андре Арбюса до мебели Джо Коломбо (1960-е), Этторе Соттсасса (1980-е) и узнаваемых вещей уже нашего современника Маартена Бааса. Разъяснить концепцию привычного на Западе, но нового для нас типа интерьера хозяйка Heritage Кристина Краснянская пригласила французских галеристов из династии Гасту.

Библиотечная лестница-трансформер (превращается в стул). Фанеровка тополем. Александровский радиозавод № 3. 1940 г. Создана в комплекте с радиолой. Подарок М. И. Калинину
Библиотечная лестница-трансформер (превращается в стул). Фанеровка тополем. Александровский радиозавод № 3. 1940 г. Создана в комплекте с радиолой. Подарок М. И. Калинину
Стенд Heritage на Cosmoscow 2018
Стенд Heritage на Cosmoscow 2018

Что же такое коллекционный дизайн? Кристина отвечает: «Это мебель, светильники, мелкая интерьерная пластика за подписью автора с именем. Тираж, по аналогии со скульптурой, — не больше восьми экземпляров. Или уникаты — вещи, существующие в единственном экземпляре». В квартирах западных коллекционеров живопись и скульптура давно уживаются с коллекционным винтажом и современными уникатами. «Такое наполнение делает интерьер живым и индивидуальным, — говорит Кристина. — К тому же у этих вещей прекрасный инвестиционный потенциал. При необходимости их легко продать». В пример галеристка приводит эклектичное собрание Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, от продажи которого было выручено почти полмиллиарда евро. Однако Кристина часто предостерегает от неправильных вложений: переобитое кресло 1950-х годов из массовых, купленное за 30 тысяч рублей, не конвертируешь в топ-лот аукциона с четырехзначной ценой.

Фрагмент спецпроекта Cosmoscow 2018 «Русский дизайн как искусство». Куратор — Кристина Краснянская
Фрагмент спецпроекта Cosmoscow 2018 «Русский дизайн как искусство». Куратор — Кристина Краснянская
Выставка «Диалектика интерьера». Кресла-маски Nemo по дизайну Фабио Новембре, limited edition. Диван La Cova («Яйцо») Джанни Руффи
Выставка «Диалектика интерьера». Кресла-маски Nemo по дизайну Фабио Новембре, limited edition. Диван La Cova («Яйцо») Джанни Руффи

Экспозиция Heritage состоит из трех разделов. Современный коллекционный дизайн представлен, в частности, работами французского скульптора Филиппа Икили, исследующего границы сексуальности в дизайне, медитативными вещами из мрамора от Пьера Шарпена, эксклюзивными банкетками братьев Буруллек. Второй раздел отдан современным российским художникам. Галеристка предложила Гоше Острецову, Ивану Горшкову, Максу Башеву и другим проявить себя в предметном дизайне. Чего стоит один ярко-желтый мусорный бак, напоминающий Дарта Вейдера, — от AES+F.

Вазы «Украинское восстание». Конец 1970-х
Вазы «Украинское восстание». Конец 1970-х

Еще один раздел посвящен советскому дизайну и включает уникальную мебель, светильники, фарфор, стекло и лак. Их Кристина показывает на западных выставках: Design Miami/Basel, BRAFA в Брюсселе и других. Краснянская инициировала появление секции дизайна на крупнейшей отечественной ярмарке искусств Cosmoscow. А в этом году планирует привлечь к участию в ней западных звезд, чтобы показать разные ветви коллекционного дизайна.

Галерея NG

Гиви и Надежда Ананьевы
Гиви и Надежда Ананьевы

Основатели галереи учились на художников-керамистов. Затем в постперестроечные годы Надежда закончила школу «Детали», и Ананьевы начали заниматься оформлением интерьеров (родители Георгия работали в этой сфере еще в советское время). Открыть галерею было их давней мечтой. Надежда рассказывает: «Я страстно люблю винтаж. На блошином рынке во мне просыпается азарт охотника! Эти вещи нужно чувствовать, нужно ими проникнуться. Мы много ездим, есть „свои“ места, например блошиный рынок Сент-Уэн в Париже. В наши проекты мы подбираем не только обстановку, но и произведения искусства, антиквариат и mid-century. Еще 5–6 лет назад заказчики ими брезговали, так как страна хотела вырваться из прошлого. Но постепенно клиентам передался наш энтузиазм».

Малая гостиная в доме по проекту Ананьевых (Нью-Йорк). Диван и лампы — Michael Berman, столик Holly Hunt, на стене — работа Дэвида Лашапеля
Малая гостиная в доме по проекту Ананьевых (Нью-Йорк). Диван и лампы — Michael Berman, столик Holly Hunt, на стене — работа Дэвида Лашапеля
Между деревянными сосудами-шкатулками художницы из Нижнего Новгорода — скульптура знаменитого итальянского керамиста 1950–60-х Карло Дзаули
Между деревянными сосудами-шкатулками художницы из Нижнего Новгорода — скульптура знаменитого итальянского керамиста 1950–60-х Карло Дзаули
На переднем плане — вазы Надежды Ананьевой, на дальнем — скульптура-тотем Гиви (Георгия) Ананьева
На переднем плане — вазы Надежды Ананьевой, на дальнем — скульптура-тотем Гиви (Георгия) Ананьева

Коллекция NG — это авторская подборка предметов интерьера: мебели, светильников, живописи, скульптуры, керамики и аксессуаров. Критерий один: «Это неслучайные вещи. Мы не покупаем, чтобы перепродать, — говорит Надежда. — Мы выбираем то, что нам действительно нравится, то, что нас цепляет». Современный интерьер представляет собой сложный микс стилей и эпох. Ананьевы умеют увязать итальянскую мебель 50-х со светильниками и гобеленами 70-х, советскую живопись и гравюру с собственной нетиражной керамикой, финское винтажное стекло с ар-деко.

Арт-микс — декор гостиной в доме по проекту Ананьевых (Нью-Йорк)
Арт-микс — декор гостиной в доме по проекту Ананьевых (Нью-Йорк)
Настольная лампа 1970-х годов на латунном основании и с аутентичным абажуром на фоне французского гобелена конца 1980-х годов, мастерские Legoueix
Настольная лампа 1970-х годов на латунном основании и с аутентичным абажуром на фоне французского гобелена конца 1980-х годов, мастерские Legoueix

NG привлекла к себе внимание в прошлом году на выставке Cosmoscow. Надежда говорит, многим понравился их подход: «Не всегда понятно, как вписать произведения современного искусства в интерьер, сложно представить себе, как это будет работать в комплексе с мебелью и светом. Наш же стенд как раз помогал вообразить этот ансамбль». Помимо экспозиции NG (галерею на Соколе можно посетить по договоренности) галеристы могут отыскать предметы под заказ, ориентируясь на конкретный интерьер. Вещи можно взять «на примерку», чтобы оценить, как они будут смотреться.

Скульптура из литого металла, 1970-е
Скульптура из литого металла, 1970-е
Современные предметы и винтаж в столовой дома по проекту Ананьевых
Современные предметы и винтаж в столовой дома по проекту Ананьевых

Надежда рассказывает о нескольких топ-лотах, представленных в галерее: «Из мебели это прежде всего кресла Аугусто Романо, 1950-е, аукционной ценности, и комод Пьера Луиджи Колли с характерной для его стиля резьбой. Также в экспозиции много керамики: моей и Гиви, подписные, штучные вещи. Светильники: муранское стекло 1960-х, латунь 1970-х — здесь меня подкупила выразительность формы. Скульптура — например, отличная бронза Андрея Антонова (екатеринбургский скульптор-монументалист). Мне бы побольше площади — сколько еще интересных вещей можно было бы привезти и показать!»

Галерея «Палисандр»

Основатель галереи — Алина Пинская
Основатель галереи — Алина Пинская

Галерея Алины Пинской «Палисандр» в Трёхгорной мануфактуре привозит коллекционный дизайн уже два года. «Палисандр» стартовал в 2017-м с выставки, посвященной модному стилю mid-century. Экспозицию европейских модернистов (главным образом итальянской мебели 1950–60-х годов) тогда дополнили послевоенной абстрактной живописью. Профиль «Палисандра» — штучные дизайнерские вещи высокого уровня («Держим вектор на Пруве», — говорит хозяйка, имея в виду произведения знаменитого французского модерниста) и абстрактная живопись второй половины ХХ века.

Торшер Ombra, Натали дю Паскье
Торшер Ombra, Натали дю Паскье
Выставка Игоря Шелковского «РазноОбразность»
Выставка Игоря Шелковского «РазноОбразность»
Стенд галереи «Палисандр» на Cosmoscow 2018
Стенд галереи «Палисандр» на Cosmoscow 2018

После МГАХИ им. М. В. Сурикова, где Алина занималась искусством Веймарской республики, она училась во Франции, где впервые столкнулась с рынком дизайнерской мебели музейного уровня. «В академии, несмотря на ее художественную направленность, дизайн мы проходили „по касательной“, в рамках курса ДПИ, декоративно-прикладного искусства, — рассказывает она. — И тогда он, признаться, меня никак не зацепил. Хотя о Wiener Werkstätte («Венских мастерских», 1903–1932 гг.) я впервые услышала именно там. Но в Париже я столкнулась с совершенно другим отношением к предметам дизайна, познакомилась со многими галеристами. На Западе веками формировалась культура восприятия и коллекционирования искусства и дизайна как его неотъемлемой части, когда в порядке вещей было прийти в галерею и приобрести уникальные предметы обстановки с историей».

Выставка Mad House — совместный проект галереи «Палисандр» и «Мультимедиа Арт Музея»
Выставка Mad House — совместный проект галереи «Палисандр» и «Мультимедиа Арт Музея»
Рельеф из серии «Орнаменты», Игорь Шелковский
Рельеф из серии «Орнаменты», Игорь Шелковский
Выставка «Контрдизайн: 70-е, 80-е»
Выставка «Контрдизайн: 70-е, 80-е»

Открыть галерею Алина решила после того, как, вернувшись в Москву, попыталась купить что-то коллекционное для своего интерьера и обнаружила, что этим мало кто занимается. Сейчас у «Палисандра» уже большая коллекция, есть свой сток, галерея может привезти определенные вещи под заказ. Коллекция сформирована вкусом и интуицией хозяйки и включает мебель 1950–80-х годов, абстрактный экспрессионизм и ташизм как европейских, так и советских мастеров (Сергей Шаршун, Андрей Ланской, Оливье Дебре, Жерар Шнайдер, Марлен Шпиндлер, Владимир Яковлев, Борис Турецкий, русский «Поллок» Евгений Михнов-Войтенко и другие), а также работы наших современников. Сейчас в «Палисандре» проходит выставка известного скульптора и художника Игоря Шелковского, на которой представлены как работы, ставшие визитной карточкой автора, так и новинки, созданные специально для «Палисандра».

Скульптура «Голубая голова», Игорь Шелковский
Скульптура «Голубая голова», Игорь Шелковский
Кресла Пьера Жаннере, 1957 г.
Кресла Пьера Жаннере, 1957 г.
Выставка «Контрдизайн: 70-е, 80-е». На дальнем плане — стеллаж «Макс» Этторе Соттсасса, 1987 г.
Выставка «Контрдизайн: 70-е, 80-е». На дальнем плане — стеллаж «Макс» Этторе Соттсасса, 1987 г.

Из последних приобретений Алины (для личной коллекции): мебель итальянского функционалиста 1930-х Джузеппе Пагано и нетиражируемый Memphis — торшеры Натали дю Паскье.