Что такое тактичность? Это не совсем то, о чём Вы подумали!
«Тактичный человек», это тот, кого послали на трёхмесячные курсы переподготовки.
«Курсы» при Белужской средней школе милиции располагались в очень красивом старинном купеческом городе Белуге, это в котором знаменитая Поэтесса от безысходности повесилась, а другая Писательница и Ветеран войны 1812 года на пенсии там жила… А прямо в наших учебных корпусах офицерский лагерь немецких военнопленных был. Тогда ещё выбросили на помойку списанные книги с овальным синим штампиком «Школа войск НКВД»… автор М.Фрунзе! В общем, место Знаковое!.. Почти Священное!
Вот нас всех, гражданских стажеров, собрали и взялись делать из массы педагогов, инженеров, торговцев- простых и необходимых тогда МВД оперуполномоченных уголовного розыска.
И преподавали нам такой предмет- «Тактика…»
Ну, что я вынес из данного «краткого» учебного курса?
Например, послали Вас с Напарником схватить одного семейного хулигана прямо в его Ранчо и доставить его, по–возможности, живым в отдел милиции «Борзовка» для допроса с адвокатом!
Что говорит об этом «Тактика»? И как делали Мы?
Господа! Не входите сразу через центральную калитку на одной петле! Иначе, Вас сразу покусает, сидящий на цепи, сильно блохастый «вражеский» Барбос…
А потом, с крыльца в Вас разрядит свою старую и ржавую «Ижевскую» двустволку, заряженную волчьей картечью, сам гостеприимный Хозяин этого чудесного Ранчо… Ну, в общем, несколько дней на больничном «с лёгким недомогаем» Вам тогда обеспечено…
Я что должен делать «тактичный» человек, у которого по «Тактике…» твердая «четвёрочка»?
Ваш Напарник, который Вас, явно здоровее, и стреляет гораздо лучше, сразу обходит Ранчо, слева или… справа. Его, как бы и не было, как будто Вы есть «просто одинокий опер из мексиканских прерий»! Чего Вас, жуликам, бояться одного-то?
Вы должны немножко отвлечь внимание Хозяина Ранчо! Вы пинаете в его великолепную, исписанную матерными надписями, калитку! Отрывается последняя петля! Калитка рушится! Словно открылись врата Ада! Барбос сейчас лопнет от лая! От калитки Вы громко кричите и обзываете хозяина. Как-нибудь попроще, по-диснеевски:
-Открывай! Уголовный розыск!.. Козлина бородатый!.. Петух Гамбурский- хвост растопырил! Выходи, Урод, во двор… Либерал не добитый!
Справедливо возмущенный словом «либерал» Хозяин, страшно матерясь, выходит со своей незарегистрированной двустволкой на крыльцо. И стреляет по Вам картечью и, непременно, дуплетом! Все! Жертва обезоружена. У вас есть пара секунд, пока он перезарядит свой двуствольный винчестер!
А Вы? Вы непременно, должны успеть увернуться от свистящей картечи и спрятаться за поленницей…Поленницу может пробить только РПГ… Иначе, опять сидеть Вам на больничном. Тут как-то, недавно, падал я с обычной лошади- больно! А представьте- свинцовой дробиной диаметром с горошину? Да в глаз? Точно будет Вам- больничный!
Ваш Напарник, тайком проникший во двор со стороны огорода, ловко и сильно бьёт Хозяина березовым поленом по затылку. Хозяин падает без чувств и, незамедлительно, заковывается Вами в наручники. Потом на Хозяина Ваш Напарник выливает ведро холодной воды из колодца! Учитывая, что на дворе зима, это несколько освежает и приводит в чувство! Потом мы все трое бодрым шагом, чтобы не околеть от холода, спешим в «Борзовку» на допрос!
А вот существовала ещё другая интересная тактика задержания!
Летом 1999 года был такой «занятный» случай… Однако покусала меня там вовсе не собака, а старая бабушка нашего Задержанного.
Я, предусмотрительно, пришёл туда с Напарником-Стажёром. В обыкновенную «трёшку», что бы задержать и доставить в отдел какого-нибудь местного негодяя, например, неуловимого насильника несовершеннолетних или серийного уличного грабителя шапок! Может ещё, даже, несовершеннолетнего?
А в квартире полно родственников! Помимо жулика в квартире были: его отец, мать, седая бабушка, беременная сестра и её гражданский муж, ещё два младших брата.
Были мы, какие-нибудь «вонючие чикагские гангстеры времен «Сухого закона», положили бы мы всех на месте из «томпсонов» и сделали бы ноги… Но, мы же были милиционеры Новой России, и такие методы нам были явно не к лицу!
Поэтому я, как учит «Тактика», неожиданно пристегнул правую руку Задержанного своими наручниками к своей левой руке… Первой опомнилась бабушка! Она, как седая кошка, зашипела и кинулась на меня и, видимо пыталась, сгоряча, перегрызть мне левую руку, чтобы освободить своего внука. Потом она укусила стальной наручник, после чего раздался характерный хруст. Я даже подумал, не мои ли кости уже хрустят? После этого началась какая-то отчаянная рукопашная свалка, какая-то битва при Фермопилах. Меня таскали за волосы, благо они были короткие. Пинали меня под зад и дергали за одно ухо… Я вертелся волчком! Но стоял на ногах. В бой вступила даже, сильно беременная сестра, со своими «лет 17 с хвостиком».
Битва прекратилась внезапно! Мой Напарник, ещё просто Стажер, которому и, пистолет-то ещё не полагался, ловко вынул из моей кобуры «макаров» и хорошо поставленным командирским голосом объявил:
-Граждане бандиты, дом со всех сторон окружен агентами уголовного розыска. Прекратить драку! Кто двинется с места- будет расстрелян на месте, как фашистский провокатор! Все мужчины- лечь на пол, беременные женщины- быстро в ванную… и сами закрылись изнутри!
Вы втроем выскочили из квартиры. За мной тащился пристегнутый ко мне наручником Задержанный.
-Кипятком их ошпарить надо, ментов-злодеев!- не унималась разгоряченная схваткой бабушка Задержанного.
-Двигай поршнями, гад! А то я тебя по асфальту волоком потащу! Заднице больно будет!- слегка подбодрил я своего Задержанного!..
А через три дня меня вызвали в Прокуратуру.
-Зачем Вы, товарищ капитан милиции, таскали за волосы бабушку Задержанного? Зачем Вы били её наручниками по старым зубам? Вы же не стоматолог? Кто будет оплачивать установку её новых зубных коронок?.. У нас есть целая стопка показаний свидетелей и родственников Задержанного! Одна его тётка, вообще, живёт в Казани! Как она Вас разглядела из далекой Казани непонятно?
-Товарищ младший советник юстиции, я бабушку вообще не бил! Она сама меня покусала, как собака! Может бабушка, вообще, бешенная или ВИЧ-инфицированная?- защищался я, и показал «прокурорским» свою, действительно сильно искусанную руку со следами своих же наручников.
Потом в кабинет зашёл Большой Начальник и положил на стол распечатку:
-Смотри, бабуська- то совсем «непростая»! Боевая! Ещё в срок пятом судима за разбой с трупом. Убили они тогда, по-малолетке, сторожа хлебного ларька! Из его же собственной «берданки»! За одну буханку хлеба. Ничего себе! «Малолетка Тридцатого года рождения»! Потом было три ходки за кражи «государственной собственности СССР». Вот времена-то были жестокие, не наши «лихие» 90-е!..
-Так Вы опросите моего Напарника!- закончил я «речь» в свою защиту.
-Обязательно, капитан!- пообещали мне в прокуратуре…
Мой Напарник-Стажер, которого должны были опросить по вопросу той драки и старухиных зубов, к слову сказать, так и не был опрошен. Ведь сам попал под следствие и был осужден. Но это совсем другая история. В общем, я встретился со своим Стажером только через… 15 лет.
Совершал ли он, то преступление, за которое отбыл полный срок? Я не знаю до сих пор.
Тогда в зале Верховного суда я вздыхал и думал: «У него была возможность убить меня и завладеть моим оружием в тот вечер, да и потом много раз!.. Значит не всё так однозначно?»
09 апреля 2019г.