Найти тему
сЧётчик

Рецензия: Гиллиан Флинн, "Острые предметы"

"Острые предметы", Гиллиан Флинн. Издательство Азбука-Аттикус, 2018 год.

Как оказалось, по книге недавно вышел сериал, и довольно нашумевший. Что ж, лишний повод поразмышлять.

"Острые предметы" появились ещё в 2006-м. Бесспорно, это книга жанровая, и в этом её плюс - отсутствие претензий на нечто большее. Иногда Флинн называют Донной Тартт для бедных, однако в проигрыше, полагаю, именно последняя, жанровую литературу переросшая, а до по-настоящему высокой литературы не дотягивающая.

Итак, это детектив/триллер с примесью любимой американцами южной готики, где в патриархальных забытых Богом городишках происходит нечто Чудовищное. Ещё это Женский детектив в хорошем смысле этого слова. В Мужском детективе всегда одеяло слишком перетянуто на сторону сыщика/полицейского, главного героя; раньше он был просто супермен, потом чудаковатый супермен, наконец, сейчас - докторхаусный супермен с травмой/психрасстройством/страшной тайной/зависимостью (нужное подчеркнуть) - для придания герою человечности. Но всё равно супермен.

Героиня Женского детектива всегда не столько сыщик, сколько жертва, и крутизны в ней в разы меньше, потому и веришь хорошим Женским детективам больше.

Героиня Флинн во многом неприятна, и герои-реднеки вызывают отвращение, и городишко... Ближе к концу собственно детективная интрига становится прозрачной, уступая дорогу психологическим, а то и психопатологическим вывертам.

Пожалуй, без Флинн не состоялся бы и успех новой школы детектива с Полой Хокинс во главе; Флинн опережает их всех, и значительно - и по выстраиванию сюжета, и по языку. Да и по честности, о чём чуть позже.
Если "Девушка в поезде", пусть и расплываясь к концу, всё же сохраняет некоторую сюжетную новизну, то второй роман Хокинс "В тихом омуте" сюжетно повторяет "Острые предметы" почти один в один. Плюс Хокинс сознательно играет на актуальном нездоровом феминизме - если в "Девушке в поезде" это можно было принять за случайность, то вторая книга открыто спекулирует на этой проблеме. Мало того, что все женщины - жертвы, и притом сильные личности (а мужчины - ровно наоборот), так и завершается роман почти манифестом. Плох не столько сам феминизм, сколько спекуляции на нём, и лучше всех об этом скажет Флинн устами главной героини "Острых предметов":

- Вы сексист. Как же мне надоели левые либералы, которые подвергают женщин дискриминации под видом защиты от неё.. есть один знакомый - чувствительный парень. Когда мне не дали повышения, он посоветовал возбудить иск о дискриминации. А ведь никакой дискриминации не было - я просто была посредственным репортёром. А пьяных женщин не всегда насилуют: иногда они сам делают глупости.

Ни прибавить, ни убавить.

Как итог, мы имеем средненькую психологическую драму, крепкий, но без прорывов детектив и атмосферный, но не слишком страшный триллер. А всё вместе это становится хорошей жанровой книгой - почти эталонной в ряду себе подобных.