Слышали когда-нибудь об айнштеллюнг-эффекте? Психологи и те, кто интересуется методиками преподавания, - скорее всего да. Ну или о сходном понятии функциональной фиксированности.
Речь идет о ситуациях, когда сложившийся паттерн, привычка, мешают человеку решить проблему новым, в том числе лучшим способом, а в ряде случаев заводят в тупик на ровном месте.
На эту тему проведена масса любопытных исследований, в том числе знаменитые эксперименты Абрахама Лачинса 1942 года с задачами о банках с водой.
Суть проста: вам дают три емкости, скажем, на 127 л, 21 л и 3 л и просят найти способ отмерить ими строго 100 л. Большинство быстро находит решение: 127-21-3-3. Еще несколько таких задач на простые математические перестановки и вы чувствуете себя более чем уверенно. И тут Лачинс переходит к следующей задаче: банки на 15 л, 39 л и 3 л, чтобы получить 18 л. И хотя контрольная группа, не решавшая первых задач, быстро находит простой ответ 15+3, исходная продолжает комбинировать все три банки, приходя к гораздо более сложному варианту 39-15-3-3.
Айнштеллюнг-эффект - очень распространенное явление не только в интеллектуальной деятельности, включая, например, игру в шахматы, но и в движении. Двигательные привычки и стереотипы могут ухудшать результаты спортсменов, качество выступлений танцоров, игру артистов, любую вашу ежедневную активность. Мешать развиваться и восстанавливаться после травм и болезней. А еще с когнитивной ригидностью связывают, например, риски самоубийств, депрессии, алкоголизм, расстройства пищевого поведения, синдром дефицита внимания.
У детей (особенно до пяти лет) эффект выражен слабее, чем у взрослых, различия между полами и культурами недостоверны, зато есть слабая обратная корреляция с уровнем IQ. То есть высокий интеллект скорее делает человека предрасположенным к айнштеллюнг-эффекту, чем наоборот.
Как преодолеть это когнитивное искажение?
Лачинс нашел самое просто решение. Он говорил подопытным из первой группы: "Не будьте слепы!" И это срабатывало 🙂.
Но за прошедшие 77 лет появилось много других идей. Их активно применяют, например, почти во всех практиках осознанности.
Достаточно время от времени делать привычные вещи новыми способами, немного что-то менять. Чистить зубы левой рукой, если вы правша (и наоборот). Ходить на работу новой дорогой. Использовать необычные специи для обычных блюд.
Можно, как в не менее знаменитой, чем банки Лачинса, проблеме свечи Карла Дункера, "разобрать" привычный предмет на составляющие части (на базе этого принципа разработана целая методика).
Еще один способ - замедление. Надеть куртку или ботинки в два, а лучше в четыре раза медленнее, чем обычно. Выпить чашку кофе не за 10 минут, а за полчаса.
Или, как на видео ниже, найти десяток новых способов вставать с кровати.
Этот ролик выпустила австралийская гильдия фельденкрайз-практиков. Потому что деконструкция привычных неэффективных паттернов, изучение их составляющих и поиск новых способов движения лежат в самой сути метода, его основе. И эффект часто бывает гораздо шире двигательного - практика влияет и на эмоциональное состояние и на когнитивные процессы, особенно на обучение.
Так что еще один способ избавиться от айнштеллюнг-эффекта - пойти на занятия по Методу Фельденкрайза 😉.