Всем, кто продолжает споры о «пользе» или «необходимости» октября 1917 г. в России, о «кровавом царском режиме» и о «достижениях» советской власти, следует учитывать тот факт, что на первые 30 лет советской власти от голода в нашей стране от голода умерло как минимум в 10 раз больше людей, чем за 300 лет правления династии Романовых.
«Великий голод» при царствовании Бориса Годунова (1601-03 гг.) унес огромное количество жизней и привел к временному распаду России (т.н. Смутное время). Надо отметить, что государственная власть боролась с голодом: царь силой открывал помещичьи и монастырские амбары для голодающих, в Москве были организованы общественные работы для обеспечения продовольствием стекавшихся в столицу беженцев (в частности, их силами была возведена колокольня Ивана Великого в Кремле). Дооктябрьская Россия была бедной страной, население которой питалось скудно, и локальные вспышки голода в нашей стране происходили часто (голод был частым гостем и в более богатых странах, например, в Англии). Но после Смутного времени массовой голодной смерти не было до 1890-х гг. Местные власти и помещики были по закону кормить голодающих в случаях неурожая или других подобных бедствий, и свои обязанности они худо-бедно исполняли.
Самый масштабный голод в романовской России произошёл в 1891-92 гг. Осень 1891 г. была засушливой, зима - бесснежной и морозной, летом не было дождей. Правительство отреагировало не сразу, вызвав справедливую критику, но всё же оно отреагировало: в августе 1891 г. экспорт хлеба был запрещён, госслужащие получили приказ обеспечить крестьян зерном. 17 ноября 1891 г. правительство призвало граждан к созданию добровольных организаций для борьбы с голодом. Наследник престола Николай возглавил комитет помощи, в то время как царская семья пожертвовала в совокупности 17 миллионов руб. К концу 1892 г. умерло от 500 до 700 тыс. человек, но не от голодной дистрофии, а от сопутствующей эпидемии холеры.
Всего за 300 лет правления династии Романовых (1613-1917 гг.) голод унёс жизни максимум 1,5 миллионов человек.
Голод в советской России носил совершенно другой характер, чем в досоветской. Потому, что советская власть реагировала на муки и гибель сограждан совершенно по-другому, чем царская. Советская власть началась с того, что Ленин стал использовать голод как оружие: снабжение продовольствием «государство рабочих и крестьян» сосредоточило в своих руках, и появились «лишенцы» - «социально-чуждые элементы», которым не выдавали продовольственных пайков. В 1919 г. трупы «лишенцев», умерших от голода, было неотъемлемым элементом городских пейзажей Москвы, Петрограда и других крупных городов. В годы гражданской войны от голода погибло неизвестное количество людей, но в любом случае оно превышает 1 миллион.
В 1921-22 гг. голод в Поволжье возник не из-за засухи, как в 1891-92 гг., а из-за ограбления крестьян продотрядами – он унес жизни 5,6 млн. человек. Власть тогда ограбила Русскую православную церковь, мотивируя это тем, что проданные за валюту церковные ценности пойдут на помощь голодающим. Власти официально объявили, что конфисковано богатств на 2,5 миллиарда золотых рублей, хотя реальная сумма была в разы больше (сколько осело в карманах партсовработников – не знает никто). Из этих средств 1 миллион (!) рублей был потрачен на закупку продовольствия для голодающих, остальное пошло на нужды советской верхушкой - например, в Финляндии закупалась кожаная форма для ВЧК.
Международный Красный Крест, Ватикан, сионистская (!) организация «Джойнт» и особенно Американская организация помощи, невзирая на противодействие советской власти, организовали массовую помощь голодающим, добираясь до самых отдалённых районов. Советская власть даже иностранную помощь принимала, скажем так, своеобразно. «Нарком иностранных дел Г.В.Чичерин 23 октября 1921 года писал Ленину: «Американский миноносец, на котором ехали некоторые гуверовцы, был остановлен в море новороссийскими чекистами, которые произвели на нем обыск и держались крайне грубо по отношению к американцам».
Грузы с продовольствием застревали в портах и на железных дорогах, гнили и разворовывались. Бесконечные проволочки и бюрократические формальности затягивали получение помощи на местах, в том время как голод косил население в немыслимых масштабах: согласно статистике, от истощения и связанных с ним болезней умирали 15 тысяч человек в день…
Усилия Гувера по спасению русских не имели аналогов в истории. В июле 1922 года ежедневную пищу в столовых АРА получали 8,8 млн. человек, а в августе – почти 11 млн…
К тому времени Гувер получил еще одну пощечину от Ленина. Оказалось, что большевики, принимая продовольственную помощь из Америки, вывозят и продают собственное зерно в Европу. Вырученная валюта шла на финансирование «мировой пролетарской революции» и дружественных компартий. Подавляющая часть изъятых русских церковных ценностей отправилась в переплавку, а полученные от продажи деньги шли не на борьбу с голодом, а на содержание партийной и советской бюрократии (именно в это время сотрудникам госаппарата были увеличены зарплаты, различные виды довольствия и пр.)» (Л.Спивак «Пощечины Гуверу. Почему правительство голодающей России было сыто по горло спасательной миссией будущего президента США», «Новые Известия», 17.10.2014).
Помощь АРА, нансеновского Красного креста, Ватикана и сионистов по официальным советским данным спасли жизни 6,5 млн. человек, по американским – минимум 10 млн., брошенных своим правительством на произвол судьбы. В чём только не обвиняли американцев в то время, когда они спасали голодающих! И шпионажем-то они занимались (это где-нибудь в удмуртской или чувашской глухомани!), и пиарили любимые Штаты, какие они добрые, богатые и организованные… Ну, пиарили, не без этого, но ведь реально спасли миллионы жизней!
Голод среди раскулаченных в 1929-32 гг. погубил не менее 1 млн, голод 1932-33 г. унёс не меньше 7 млн жизней (Сталин говорил Черчиллю, что ему «пришлось» уничтожить 10 млн крестьян, и вряд ли стоит сомневаться в его словах). Историк В.Кондрашин пишет: «В контексте голодных лет в истории России своеобразие голода 1932-1933 годов заключается в том, что это был первый в её истории «организованный голод», когда субъективный, политический фактор выступил решающим и доминировал над всеми другими. … В комплексе вызвавших его причин отсутствовал природный фактор ... В 1932-1933 годах не наблюдалось природных катаклизмов» (Кондрашин В.В. Голод 1932-1933 годов. Трагедия российской деревни. - М.: «Росспэн», 2008, с. 331). Голод, как и в 1921 г., был вызван массовой конфискацией хлеба у крестьян и, вполне в русле ленинской политики периода гражданской войны, истреблением непокорных с помощью голода. Несмотря на печальный опыт 1921 г., США вновь предложили Советскому Союзу помощь, но на этот раз Москва от нее отказалась.
В 1946-47 г. голод привел к гибели 1,7 млн. человек. Та, последняя волна массового голода в СССР была вызвана не послевоенной разрухой, а тем, что в 1946 г. 1 млн т советского хлеба по сверхдешёвой цене была продана Франции – в надежде на голосование французов за компартию (французы за коммунистов не проголосовали). Еще 1 млн т хлеба был подарен Румынии в расчете на то, что после этой подачки румыны легче отнесутся к установлению в их стране коммунистической диктатуры (несмотря на такую попытку подкупа, повстанческое антикоммунистическое движение в Румынии продолжалось до 1962 г.).
В 1932-33 и 1946-47 гг. советская власть боролась уже не с голодом, а с голодающими. За произнесённое вслух слово «голод» давали тюремный срок, а голодающие районы окружались кордонами войск НКВД, стрелявших по тем, кто пытался покинуть зону бедствия.
Советская власть на голод 1946-47 гг. просто не обратила внимания, ограничившись расстрелами сотен людей (больше всего в Восточной Сибири) за людоедство, в котором сама же и была повинна.
Сильный голод всегда, во всем мире порождал страшное явление – людоедство. В древности и у первобытных народов это было нормальным явлением, однако с развитием общества и особенно с появлением современных религий – иудаизма, буддизма, зороастризма, христианства и ислама – оно было объявлено одним из самых жутких преступлений.
«Великий голод» вызвал, судя по всему, последнюю вспышку массового людоедства - случаи каннибализма, в частности, упоминает живший в те годы в Москве французский кондотьер Жак Маржерет (Маржерет Жак. Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета. М.: Институт истории РАН, 1982. - 254 с.). После Великой Смуты 1607-13 гг. население по-прежнему питалось скудно, однако за все время правления Романовых (1613-1917 гг.) сильный голод с большими человеческими жертвами случился только один раз – в 1892 г. в Северном Поволжье (около 700 тысяч человек стали его жертвами). Однако людоедства как сколько-нибудь массового явления в дореволюционной России в последние 300 лет ее существования не было (известны случаи каннибализма среди русских землепроходцев в Восточной Сибири и на Крайнем Севере в XVII веке, а также в XIX веке среди голодавших малых народов Севера, в частности, туруханских тунгусов, но это были единичные случаи).
Первое советское тридцатилетие – это время каннибализма в эпических масштабах. Во время голода в Поволжье (1921-22 гг.), голодомора Первой пятилетки (1932-33 гг.), во время Великой Отечественной войны (не только в блокадном Ленинграде, но и в Архангельске, на освобожденных от оккупации территориях), в период послевоенного голода (1946-47 гг.), в лагерях, среди ссыльнопоселенцев (например, Назинская трагедия) людоедство было обычным явлением. Человечиной торговали на сельских рынках – существуют десятки фотографий прилавков, наполненных человеческими конечностями и головами, сделанные иностранцами в 1921-22 гг. в Поволжье и в 1933 г. – на Украине, Северном Кавказе и в Казахстане. В годы войны фотографий не делалось, фотодокументы 1946-47 гг. либо уничтожены, либо спрятаны архивах КГБ, но документальных свидетельств, в том числе следственных дел и приговоров каннибалам, сохранились такое количество, что ссылаться на этот огромный массив не имеет смысла – каждый желающий может отыскать их в любом количестве.
Голод и тотальное разрушение основополагающих нравственных принципов привели к тому, что в эпоху Сталина людоедство перестало быть табу и превратилось чуть ли не в нормальное явление. Представим себе людей, которые за свою жизнь пережили три, а где-то и четыре волны страшного голода – и станет понятно, что даже самые жуткие методы добывания пищи для многих переставали быть запретными. Беглые зеки брали с собой самых толстых попутчиков – «на мясо»; это считались чуть ли не нормой в блатной среде.
В 2016 г. в Новокузнецке были осуждены двое убийц-каннибалов, которые изнасиловали, убили и съели свою знакомую (В Новокузнецке осудили убийцу-каннибала и его подельника. Lenta.ru, 21.10.2016). По всей России граждане ужасались этой новости, а в самом Новокузнецке (том самом «городе-саде» - символе Первой пятилетки, воспетом Маяковским) местные жители писали в блогах: а чего удивительного – это всего лишь наша Сталинская традиция (Новокузнецк в 1932-61 гг. назвался Сталинском), восходящая к основанию города!
«В первой половине 1930-х годов в Кузбассе были документально зафиксированы случаи людоедства. Причины были не только в охватившем страну повальном голоде (как следствие сталинской коллективизации), но и в неких межнациональных антагонизмах: Кузбасс был местом принудительной депортации казахов, киргизов и других представителей восточных народов и народностей, которые не могли привыкнуть к особенностям сибирского быта и производства. В казахских степях веками занимались скотоводством, а тут восточный люд принуждают работать на шахтах, в необычных климатических условиях, приходилось голодать и холодать. Как протест против насилий и повсеместно распространенного шовинизма – убийство русских детей и каннибализм. Ответ на преступные сталинские депортации и насильственное «обобществление» скота был весьма впечатляющим: «Вы убили наших баранов, а мы убьем ваших детей!» (…)
Сохранилось несколько свидетельств о каннибализме. То, что они относятся не только к Кемерово, но и к Сталинску (ныне Новокузнецку), говорит в пользу определенной распространенности этого явления на «стройках века». (…)
Естественно, правду о каннибализме пытались скрыть, слухи пресекались, их объявляли пропагандой классового врага. Однако в городе о людоедстве знали практически все, включая коммунистов и начальство. Кандидат в члены ВКП(б) Лямин, заведующий Березовским участком совхоза «Горняк», сообщал, что «В городе население ночью боится ходить по улице – киргизы ловят и режут детей. Население запугано». Ночным сторожам приказывалось, в случае, если они увидят проезжающих ночью казахов, брать ружья, заряжать «и смотреть в оба». (…)
Совершенно очевидно, что каннибализм в Кемерове возник отнюдь не случайно: голодные люди были доведены до отчаяния.
Мы хотим обратить специальное внимание читателя на тот факт, что человечье мясо, как это следует из найденных нами источников, заготавливалось впрок, то есть засаливалось в кадки. Это говорит о том, что мяса было заготовлено достаточно много, его не могли съесть сразу. Иными словами – каннибализм не ограничивался несколькими случаями, а был распространенным явлением. Поскольку единственным способом сохранения мяса в домашних условиях в те времена было именно засаливание, - не приходится удивляться, что в документах упоминаются особые поместительные кадки, которое местное население в основном употребляло для засолки овощей» (В.Тогулев «Вы поели наших баранов, за это мы съедим ваших детей!». Каннибализм в Кемерове в 1930-е годы. Литературный сайт Мэри Кашниковой и Вячеслава Тогулева).
***
Все споры вокруг коммунистов и советской власти ведутся не о политике, не о социальной сфере и не об экономике. Они – о нравственности. Допустимо ли уморить голодом миллионы людей, оправдывая это тем, что «зато провели индустриализацию», «зато выиграли войну» и т.д. А стоит ли индустриализация гибели миллионов и ужасных страданий десятков миллионов? И неужели нельзя было провести ее без этих жертв? Ведь индустриализация в России в начале ХХ века (при «проклятом царизме») проводилась без жертв! И неужели Советский Союз стал лучше подготовленным к войне, потеряв от голода миллионы граждан? Можно ли оправдывать сколь угодно высокими целями такие людские страдания?