Во все времена феномен смерти занимал ум каждого живущего человека на планете Земля. Кто-то боялся конца, кто-то его ждал, некоторые пытались его оттянуть, другие бесстрашно встречали свою судьбу. Человек боится того, чего не понимает. Так уж мы, люди, устроены. Главный страх перед смертью лежит в неведении. Что ждёт нас по ту сторону?
На протяжении веков великие умы человечества рассуждали на эту тему, писали научные труды, исследовали феномен загробной жизни, изучали священные писания различных религий. У каждой эпохи было своё видение посмертного существования, но в одном все они были схожи. Смерть – это не конец, а лишь начало нового пути.
Смерть понарошку
Игры всегда были, есть и будут симуляцией какого-либо процесса в заданных условиях. У любого процесса есть начало и конец. Под последним в играх мы подразумеваем смерть. Смерть в игре в отличии от смерти в жизни – процесс обратимый, но однобокий. Если в реальной жизни смерть можно оправдать множеством способов, то в игре – это следствие неудачных стратегических решений. В играх мы не умираем от старости. Нас наказывают за ошибки.
Но есть у всего этого положительная сторона. Старуха с косой зачастую появляется помпезно и на стиле, оставляя сладкое послевкусие. Конечно, есть множество игр, где персонаж умирает без излишнего пафоса, падая мешком картошки на землю. Но это обыденно и не интересно.
Куда круче, когда разработчики приготовили для смерти игрока какую-то изюминку, которая улыбнёт и замотивирует его играть дальше. Ведь как говорили великие - «Люди запоминают только начало и конец». Ниже представлены игры, в которых смерть – это нечто большее, чем просто кровавая надпись. Устраивайтесь поудобнее.
DOOM (2016)
Перезапуск Doom – это адское мясо во всех смыслах. Стоит ли говорить, что от игры с такой геймплейной механикой ждёшь эффектного смертельного исхода. Тем более, в предрелизных трейлерах разработчики показали что могут сделать с героем его враги. И я глубоко разочаровался по началу, когда смерть в игре предстала в виде обычного падения персонажа на землю и предложением перезапустить с контрольной точки. Не этого я ждал.
Но всё изменилось с появлением мощных противников. Тут Думгая и на кусочки начали рвать, и посмертно пожирать его плоть, и делать из Думгая двух Думгаев, а иногда и голову отделять от тела для лучшего обзора поля боя. Doom реабилитировался и честно попал в список.
Resident Evil 4
Культовая часть франшизы, которая по праву считается чуть ли не лучшей во всей серии. Resident Evil 4 повествует о путешествии Леона Кеннеди в испанскую деревушку с целью найти похищенную дочь президента США. По пути ему встретятся множество опасностей, но это всё цветочки в сравнении с тем, как герой умирает.
Resident Evil 4 — это игра, в которой больно умирать самому игроку. Из-за того, что это хоррор, ты и так находишься в напряжении, а когда твою голову внезапно отрезают бензопилой или выжирают лицо становится совсем не до смеха. Стрёмно? — Да. Эффектно? — Определённо.
Mortal Kombat Х
Конечно, здесь могла бы быть любая часть серии. Скорпион бомбил Лю Кана задолго до того, как это стало мейнстримом с многомиллионным бюджетом. Но именно десятую часть можно считать перезапуском всей серии.
Разработчики проделали громадную работу, чтобы сделать файтинг максимально эффектным, кровавым и жестоким. На эти фаталити и бруталити больно смотреть, а X-Ray заставляет содрогнуться. Умирать в Mortal Kombat X неприятно. Но, чёрт возьми, круто!
Tomb Raider (2013-2018)
Перезапуск серии о расхитительнице гробниц получился спорным, но в целом удачным. Нам представили Лару ещё до того, как она превратилась в фурию, которая гоняет по гробницам и стреляет с двух рук.
Лара Крофт образца 2013 года — это испуганная и наивная девушка, которая после сотни трупов становится уверенной в себе женщиной. Ты сопереживаешь ей, а каждая смерть — это настоящая личная трагедия.
А смерти здесь жестокие. Чуть проморгал QTE, и Лара уже на сеансе иглоукалывания. Плохо скорректировал курс скольжения – держи копьё в рот. Слабо нажимал кнопку – медведь слопал голову. В этой игре не стоит заигрывать со смертью.
Resident Evil 2
Невозможно обойти вниманием недавний ремейк игры двадцатилетней давности. Разработчики воссоздали знакомые олдскульным геймерам события, и освежили классику новыми впечатлениями. Благодаря новому движку стало возможным создать реалистичный мир, населённый зомби и назойливым персонажем в шляпе.
Resident Evil 2 игра в принципе предельно напряжённая, особенно на тяжелом уровне сложности, а смерть здесь – это зрелище отвратное, но, что скрывать, эффектное. Наблюдая крупным планом за тем, как Леона кусочек за кусочком пожирают зомби, понимаешь как далеко шагнули возможности анимации в нового движке.
GTA V
Перед нами первая игра в списке, в которой мы не просто умираем эффектно, но и кое-что теряем. Механика смерти в GTA не меняется долгие годы. Умирая, персонаж не уходит на контрольную точку, а возрождается в больнице независимо от причины смерти.
За лечение с вас потребуют немало честно (или не очень) заработанных денег, но зато оружие остаётся на месте. К пятой части смерть игрока добавила эффектности в виде замедленной съемки и качественный перевод «wasted». Хотя давайте признаем, что ничто не заменит старое-доброе…
Diablo 3
Ещё одна легенда, которая не нуждается в представлении. Механика смерти в Diablo 3 сильно изменилась в сравнении с первыми двумя частями. Теперь после очередного неудачного кровавого замеса, вы не загружаете сейв и не появляетесь голым и без золота в городе.
В Diablo 3 смерть персонажа лишь изнашивает его экипировку, но зато даёт ограниченную возможность возродиться на поле боя и побегать пару секунд в форме духа до полного воплощения. Удачное решение, которое подходит сеттингу и позволяет собраться с мыслями. Жаль, не работает в битве с боссами.
Hollow Knight
Признанная игроками и критиками метроидвания, которая цепляет визуальным исполнением и сеттингом. Команда потрудилась над геймплейной механикой, в которой смерти отведено особое место. После очередной свойственной для жанра трагической гибели, вы возрождаетесь с слабым энергетическим уровнем и потерянными ресурсами.
Чтобы вернуть утраченное, вам необходимо дойти до места смерти и победить Тень – призрак прошлой жизни, который атакует вас на подходе. Простая, но остроумная механика, которая бросает вызов и заставляет ценить жизнь.
Hellblade: Senua Secrifice
ААА-проект от мира инди, который влюбил в себя миллионы игроков по всему миру. История душевнобольной Сенуа, личность которой распадается после гибели любимого. Действие игры разворачивается в скандинавском сеттинге, перемешанным с фантазиями главной героини, а смерть здесь тесно вплетена в общую канву.
Так, с каждой проигранной битвой шкала «гниения» заполняется и персонажа всё больше поглощает тьма. Если умирать много и часто, то игра сотрёт сохранения, а история начнётся заново. Хотя, говорят, что это лишь уловка разработчиков и в определенный момент шкала обнуляется. Пусть так. Безумие оно такое. Непредсказуемое.
Dark Souls
На просторах сети полно картинок, которые иллюстрируют игровой процесс серии Dark Souls. Наверняка, вы их видели. Dark Souls – это серия хардкорных action/RPG с открытым миром, во главу геймплея которых поставлены ваши страдания. Эти игры заставляют игроков, которые называют себя хардкорщиками, посвятить свою жизнь аркадам на телефоне.
Помимо глубокого сурового геймплея, Dark Souls заставляет вас полюбить смерть, потому что умираешь здесь постоянно. После смерти персонаж теряет всю накопленную человечность и души. Чтобы вернуть утраченное, вам необходимо вернуться на место смерти, которое отмечено пятнами крови. И не умереть. Это Dark Souls.
Devil May Cry 5
Завершает список новинка, которая уже успела полюбиться миллионам игрокам. Devil May Cry 5 богат на геймплейные новшества, одно из которых относится к смерти персонажа.
Когда уровень персонажа опускается до нуля, он драматично падает на колено и вам предлагается выбор: воскресить персонажа при помощи красных сфер/сферы воскрешения или начать с контрольной точки.
В последнем случае герой на последнем издыхании произнесёт прощальную фразу типа «лох, не смог» и канет к чекпойнту. Наличие выбора всегда радует, а решение отлично вяжется с геймплейной концепцией игры. Умирать, так эпично!
Приятно, когда смерть в игре — это не просто констатация факта стратегического промаха, но ещё и эффектное поучительное зрелище, которое глубже погружает в процесс. Смерть в играх должна вызывать эмоции.
Когда тебе просто показывают хладный трупик, это не цепляет. Но когда плоть разрывают на части, заставляют охотиться на собственный призрак и наблюдать картину поле боя в бесплотном состоянии — это уже другое дело. В правильных играх чувство потери важного всегда ощущается. А что может быть важнее жизни?