Во все времена находились мыслители, пророки и простые смертные, которые видели наивысшее благо именно в счастье, а не в самой жизни. В Древней Греции Эпикур проповедовал, что поклонение богам - это пустая трата времени, что после смерти ничего нет и что единственная цель нашего существования - счастье. В древности мало кто исповедовал эпикурейство, но сегодня оно стала чем-то само собой разумеющимся.
Раньше страны мерили свой успех величиной территории, плодовитостью населения и ростом ВВП, а не счастьем своих граждан. Такие индустриальные страны, как Германия, Франция и Япония, создали мощные системы образования, здравоохранения и социального обеспечения, но эти системы имели целью укрепления нации, а не благополучие отдельного человека.
В 1776 году отцы-основатели Соединенных Штатов объявили право на достижение счастья одним из трёх неотъемлемых прав человека, наряду с правом на жизнь и правом на свободу. Однако важно отметить, что американская Декларация независимости гарантирует право на стремление к счастью, а не на само счастье. Важно, что Томас Джефферсон не возложил на государство ответственность за счастье или несчастье граждан. Он хотел лишь ограничить власть государства. Идея заключалась в том, чтобы избавить человека от всяческого диктата в вопросах выбора. Если я полагаю, что буду счастливым, соединившись с Джоном, а не с Мэри, живя в Сан-Франциско, а не в Солт-Лейк-Сити и работаю в пабе, а не на маслобойне, значит, я волен устраивать свое счастье по собственному разумению, и государство не вправе мне мешать, даже если мой выбор ошибочен.
В двадцатом веке главным мерилом национального преуспеяния был ВВП на душу населения. С этой точки зрения Сингапур, каждый житель которого производит товаров и услуг в среднем на 56 тысяч долларов в год, более успешная страна, чем Коста-Рика, где граждане производят всего на 14 тысяч долларов в год. Но в наши дни философы, политики и даже некоторые экономисты призывают заменить ВВП на ВНС- валовое национальное счастье . В конце концов, чего хотят люди? Они не хотят производить. Они хотят быть счастливыми. Без производства не обойтись, потому что это материальная основа счастья. Но оно только средство, а не цель.
Называя счастье наивысшим благом, Эпикур предупреждал учеников, что оно дается тяжелым трудом. Одни материальные блага не способны нас долго тешить. Слепая погоня за деньгами, славой и удовольствиями только опустошает. Эпикур, например, советовал есть и пить в меру и усмирять свои вожделения. В конечном счете прочная дружба принесет нам больше удовлетворения, чем безумная оргия.
Несмотря на наши беспрецедентные достижения последних десятилетий, совсем не очевидно, что современные люди намного счастливее, чем их предки. Пугающий симптом: при более высоком уровне благосостояния, комфорта и безопасности число суицидов в развитом мире тоже гораздо выше чем в традиционных обществах. Если в 1985 году, когда большинство южных корейцев были бедными, темными и косными, сводили счеты с жизнью около девяти из 100 тысяч южных корейцев, то сегодня, когда Южная Корея - ведущая экономическая держава, процент самоубийства вырос более чем в трое до 30 на 100 тысяч.
Голодающему средневековому крестьянину доставлял радость ломоть хлеба. А чем можно обрадовать пресыщенного инженера с солидными денежными и жировыми накоплениями? Вторая половина 20 столетия была для США золотым веком. Победа во Второй мировой войне и последовавшая за ней еще более значимые победы в холодной войне превратили страну в ведущую мировую сверхдержаву. Между 1950 и 2000 годами американский ВВП вырос с 2 триллионов до 12 триллионов долларов. Реальный доход на душу населения удвоился. Изобретение новых контрацептивов привело к небывалый сексуальной свободе. Женщины, гомосексуалисты, афроамериканцы и прочие получили в конце концов свой кусок американского пирога. Поток дешевых автомобилей, холодильников, кондиционеров, пылесосов, посудомоечных и стиральных машин, телефонов, телевизоров и компьютеров изменил быт до неузнаваемости. Однако опросы показали, что в 1990-ых уровень субъективного благополучия американцев остался примерно тем же, каким был в 1950.
Мы бываем довольны, когда реальность соответствует нашим запросам. Беда в том, что чем комфортнее жизнь, тем непомернее запросы. Фантастическое улучшение жизненных условий, произошедшие в прошлые десятилетия, оборачивается не ростом удовлетворенности, а ростом аппетитов. Если мы не опомнился, то счастья нам не видать никогда.
Кто-то может сказать, что дело не так уж и плохо, ведь счастье не в цели, а в самом путешествии к ней. Совершать восхождение на Эверест несравненно увлекательнее, чем стоять на его вершине; флирт и ухаживание горячит кровь сильнее, чем сам акт любви; проведение экспериментов и работа в новейшей лаборатории интереснее, чем в похвалы и премии. И всё же это вряд ли меняет общую картину - просто показывает, что эволюция управляет нами с помощью широкого спектра удовольствий. Иногда она соблазняет ощущением покоя и блаженства, а порой стимулирует головокружительным чувством восторга и трепета.
В очень известном эксперименте ученые вживили в мозг нескольких крыс электроды, позволявшие грызунам возбуждать себя простым нажатием на педаль. Когда крысам предоставляли выбор между лакомством и педалью, они предпочитали педаль (совсем как дети, не желающие отрываться от видеоигры ради ужина). Крысы жали на педаль, пока не падали от голода и утомления.
Подобно крысам, вновь и вновь жмущим на педаль, донжуаны, финансовые магнаты и игроки нуждаются в ежедневной подпитки. И что ещё хуже в этом случае запросы тоже приспосабливаются к условиям, и то, что вчера было предметом мечтаний, сегодня уже нагоняет тоску. Возможно, ключ к счастью не в гонки и не в золотой медали, а в балансе возбуждения и покоя; но мы в большинстве своем склонны перескакивать от стресса к скуке и наоборот, тяготясь как тем, так и другим. Если наука права и наше счастье определяется биохимической системой, значит, единственный способ достичь стабильной удовлетворенности - настройка этой системы.
Психотропные средства это только начало. В исследовательских лабораториях уже испытываются более сложные методы воздействия на человеческую биохимию, такие как электрическое стимулирование определенных зон мозга или модификация генетических кодов наших тел. Так или иначе, достичь счастья путем биологического манипулирования будет непросто, так как потребуется кардинальный слом фундаментальных жизненных принципов.
Около 2300 лет назад Эпикур предупреждал своих учеников, что ненасытность в наслаждениях может принести им больше несчастья, чем счастья. Двумя веками раньше еще радикальней высказался Будда, учивший, что стремление к приятным ощущением является корнем страданий. Эти ощущения - всего лишь минутные бессмысленные вибрации. Они не утоляют наших желаний, мы сразу желаем повторения. Сколько бы блаженных мгновений я ни пережил, мне всегда будет мало.
Понравилась статья? Тогда поддержи канал лайком! Тебе легко, а нам приятно:)
Статья была выполнена на основе материалов из книги Харари Ю.Н. "Homo Deus. Краткая история будущего"