Сегодня мы поговорим о памятнике, который всего лишь три года простоял в нашем городе - о памятнике британскому писателю польского происхождения Джозефу Конраду.
О самом Конраде особо много рассказывать не стану. Юзеф Теодор Конрад Ко(р)женёвский родился в 1857 году в селе Терехово Бердичевского уезда Киевской губернии в семье польского шляхтича поэта Аполлона Наленч-Ко(р)женёвского. В 1861 году отец будущего писателя был сослан в Вологду за участие в польском антироссийском движении, в 1865 году переведён в Чернигов, потом переезжал ещё не раз. Сначала умерла мать. потом отец (1869) и Юзеф перебрался к родственникам в Одессу, откуда в 17 лет уплыл и стал моряком на кораблях. В начале 1880-х перебрался в Англию и в 1886 году стал британским подданным Джозефом Конрадом. В том же году начал писать. В 1894 году заканчивает с морской службой и становится литератором. Литературный дебют Конрада состоялся в 1895 году, когда был опубликован роман «Каприз Олмейера». За ним последовали романы «Изгнанник» (1896), «Негр с «Нарцисса»» (1897), «Лорд Джим» (1900), повесть «Сердце тьмы» (1902), роман «Ностромо» (1904) и другие произведения. Под влиянием Достоевского написал несколько политических романов, среди них «Тайный агент», «Тайный сообщник»(1907) и «Глазами Запада» (1911). В 1924 отказался от предложенного ему рыцарского звания. В том же году, 3 августа, скончался от сердечного приступа. Его роман "Сердце тьмы" лёг в основу знаменитого фильма "Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня" (1979).
Теперь немного о жизни в Вологде. В 1861 году супруга Ко(р)женёвского-старшего Эвелина, урождённая Бобровская, с 4-летним сыном уехала к мужу в ссылку. Уже в 1970-е годы краевед Владимир Капитонович Панов выяснил, что жили Корженёвские в нашем городе на Большой Козлёнской улице. Там же жили и другие польские ссыльные, там же рядом находился Вологодский губернский батальон, в котором служил отправленный сюда за симпатию к польским бунтовщикам офицер Николай Мартынович Петин, который женился на польской шляхтенке Виктории Дроздовской, дочери ссыльного. В браке родился будущий красный командир Николай Петин. Дом, где жили Ко(р)женёвские, не сохранился, однако удалось установить место, где он находился. Там в советское время был построен многоквартирный дом, находящийся на этом месте и поныне. Владимир Панов и писатель Владимир Аринин предлагали установить на этом доме памятную доску, но тогда эта инициатива никого не заинтересовала.
Но в наше время идея увековечить память о пребывании в нашем городе Джозефа Конрада нашла отклик у польской диаспоры. 28 апреля 2013 года по адресу Козлёнская, 62-64 был установлен памятник, выполненный по эскизу скульптора Вячеслава Бухаева. Открытие состоялось в рамках программы «Польская культурная весна - 2013». На создание памятника у скульптора ушёл год: шесть месяцев на эскиз и ещё столько же - на его редактирование, утверждение в Министерстве культуры Польши и исполнение. Памятник был создан на средства Министерства культуры Польши. Инициатором выступило консульство Польши в Санкт-Петербурге. На открытие памятника прибыл сам автор памятника Вячеслав Бухаев.
На торжественной церемонии присутствовали представители Правительства Вологодской области и Администрации, а также члены польской делегации, в том числе и известный польский писатель Януш Леон Вишневский. Заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев сказал:
Для Вологды большое событие, что Джозеф Конрад какое то время жил в нашем городе. И этот памятник - дань признания таланту одного из ярчайших классиков мировой литературы.
Памятник стоял спокойно три года, и никто его не замечал и ничего о нём даже не знал. Однако весной 2016 года отношения России и Польши резко ухудшились, поскольку в Польше началась борьба с памятниками нашим солдатам, освободившим эту страну от немецкой оккупации. В ответ на это в Вологде внезапно раздались призывы к демонтажу памятника Конраду. Активисты неокоммунистических организаций стали заявлять, что если памятник не демонтируют, что они сами его снесут кувалдами. От них звучало больше призывов разрушить и сломать, а вот насчёт того, что установить вместо, они как-то отмахивались и говорили, что хотят установить то памятник 100-й стрелковой дивизии (формировалась в Вологде), то памятник Маргелову (никакого отношения к Вологде он не имеет). 28 апреля 2016 года прошло заседание дискуссионного клуба по теме русско-польских отношений, где лекцию читал активист польской диаспоры еврейского происхождения по фамилии Лютынский. На заседание активисты также пришли и там громогласно кричали, что памятник надо снести и что ему тут не место и так далее.
"Ссылаясь на мнение вологжан, аргументируя тем , что вологжане не знают такого писателя, они делали вывод, что такой памятник городу не нужен".
Тогда это закончилось благополучно. Сами же вологодские поляки вскоре провели фестиваль, который включал фотовыставку, посвящённую жизни и творчеству Конрада, и показ фильмов, созданных по произведениям классика. По сути, данный скандал только привлёк внимание к личности и творчеству писателя. И вот, словно гром среди ясного неба, 15 июня 2016 года, после обеда, памятник пропал. "остались лишь пара корзин с цветами, металлическая ограда, да площадка, похожая на провалившуюся могилу", как писала пресса. Однако он вскоре отыскался.
"Он демонтирован в связи с производством аварийных ремонтных работ на сетях питьевого водоснабжения. Об этом сообщил начальник сети МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" Сергей Фёдоров".
Демонтировали памятник спокойно и без особого шума, даже вот внезапно и неожиданно для польской стороны и большинства жителей. Памятник вывезли на эвакуаторе и в настоящее время размещён на территории МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал". Никакого серьёзного резонанса, при этом, не было, возмущалась только польская диаспора. Зато радовались те, кто ранее призывал к его сносу, вызывая подозрения, что они могут быть как-то причастны к этому.
Но главное то, что добившись демонтажа памятника, наши неокоммунисты и ряд деятелей, выдвинувшихся в ходе этого хайпа, как-то внезапно замолчали и к этой теме внимания больше не проявляли, а никакого обещаемого ими ранее памятника 100-й дивизии так и не было установлено. Место пусто до сих пор, никакого памятника там больше нет и не появилось. Конрад, конечно, был спорной личностью, но, всё же, видя как поступают неокоммунисты, мы можем говорить о том, что перед нами самые натуральные варвары, которые только разрушают и ничего не делают хорошего взамен.
И в самом деле, я могу подтвердить сегодня, так как кое-что знаю о том, как данные лица готовились поднять этот скандал. Вызвали они у меня впечатление людей откровенно несерьёзных. скорее всего. провокаторов. Настроены они были только на радикальное решение. К тому же, они обещали, что поднимут массовую кампанию в СМИ, что будут вести активную пропаганду против памятника и против деятельности польской диаспоры. Однако как-то это всё вышло у них криво и невпечатляюще, а дискуссию по теме, которую они предложили, они согласились вести на чужом поле, но были убеждены в своей "победе". Естественно, что в итоге все увидели группу скандалистов и провокаторов, настроенных на то, чтобы всё сломать. Ну а потом они попросту замолчали и практически исчезли из поля зрения вологжан.
Наконец, завершая свой текст, хочу остановиться на вышеупомянутой аргументации неокоммунистов - "его никто не знает, поэтому и памятник не нужен". При этом данные товарищи не задумывались, что, зачастую. немалое число людей не знает или знает совсем плохо про наших Героев Советского Союза, про участников Великой Отечественной - по их логике, и им надо памятники сносить? Так что ли? Но они хотели поставить памятник 100-й стрелковой дивизии, формировавшейся в Вологде, о которой далеко не все знают, чтобы как раз о ней знали. Так почему же они сами себе противоречат тогда? Почему нельзя было прямо заявить - "мы не хотим, чтобы вологжане знали о таком писателе"? А потому что тогда они бы попали в весьма неприятное положение. "Короткую память" надо не поощрять, а исправлять. Память надо удлинять и делать для этого всё возможное. И наличие памятника Конраду должно было не побуждать его снести. а устанавливать своё тоже, но не вместо, а рядом, условно говоря.
На этом я завершаю данный текст. ждите новых рассказов о вологодских памятниках.