В пятницу, 12 апреля, Россия будет отмечать День Космонавтики. Для нашей страны это одна из самых знаменательных дат, которая дает нам, российскому народу, право считать себя наследниками великих людей, чья научная мысль, изобретательный ум, организаторские таланты изменили весь мир. Да, мы наследники, но достойные ли мы продолжатели дела предков? Разберемся вместе.
Истоки
Космическая программа СССР уходит корнями в далекие 1920-е годы. Тогда командование Рабоче-Крестьянской Красной Армии, организовало Газодинамическую лабораторию. Эта научно-исследовательская организация разрабатывала прототипы ракет, как на твердом топливе, так и на жидкостных двигателях. Одним из ведущих специалистов лаборатории был Георгий Эрихович Лангемак. Его разработки легли в основу ряда советских твердотопливных ракет, в том числе боеприпасов РС-82 мм и РС-132 мм.
Лангемака, как ученого и изобретателя, ракеты интересовали не только как средство уничтожения. Уже тогда он видел в них гораздо большую перспективу, способную принести огромную пользу. Лангемак вел переписку с Циолковским и размышлял в нем о невоенном применении ракет. Даже введение самого термина "космонавтика" в СССР приписывается именно Георгию Эриховичу.
Другой организацией инженеров, занимающихся конструированием ракет, был ГИРД - Группа Изучения Реактивного Движения. ГИРД был создан при ОСАВИАХИМе, добровольной общества содействия развитию оборонных исследований в СССР. Члены этой организации посвящали себя исследованиям в свободное от работы время и не получали материального вознаграждения, поэтому участники ГИРД часто шутливо называли её "группой инженеров работающих даром". В московском отделении ГИРД вел свои первые разработки Сергей Павлович Королёв. Под его руководством была создана и запущена первая советская ракета на жидком топливе ГИРД-X.
1930-е
В 1931-м году начальником вооружений РККА стал Михаил Николаевич Тухачевский.
Тухачевский с большим интересом относился к работе, ведущейся ГДЛ и ГИРД, поэтому в 1933 году в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), объединивший специалистов двух организаций. Лангемак и Королев тоже стали работать в РНИИ, занимая посты заместителей руководителя института. Лангемак продолжил работу над твердотопливными боеприпасами для систем реактивного залпового огня, а Королев занимался конструированием первых зенитных ракет: 217-й с пороховым двигателем и дальнобойной 212-й с жидкостным двигателем ОРМ-65, так же разработанным в РНИИ.
Во второй половине 1930-х РНИИ оказался втянут в противостояние двух партий в Наркомате обороны. С одной стороны были сталинские любимцы, недоучки Ворошилов и Буденный, показавшие свою полную несостоятельность как военачальники в 1941-1942 годах. Их противниками были Тухачевский, Якир и Уборевич, ставившие напрямую вопрос о некомпетентности Ворошилова на посту наркома обороны. В итоге для Сталина верность и личная преданность стала выше компетентности, что вылилось в большую чистку в РККА. Её эхо затронуло и инженеров РНИИ.
Королев
Королеву повезло намного больше. Хотя термин "везение" вряд ли корректен. Его обвинили во вредительстве, бросили в тюрьму, подвергли пыткам и унижениям, после отправили на Колыму, но он все же остался в живых, в отличии от многих своих товарищей из РНИИ.
Благодаря стараниям матери М. Н. Баланиной, неперестававшей искать справедливости для сына, дело Королева отправилось на пересмотр. Фактически приговор остался в силе. Летом 1940-го года Особое совещание при НКВД СССР осудило Королева на 8 лет, но вместо Колымы, Сергея Павловича отправили в спецтюрьму ЦКБ-29. По сути это заведение было "шарашкой", где в неволе трудились осужденные советские инженеры и конструкторы. Возглавлял её другой "вредитель"Андрей Николаевич Туполев.
Ядерная эпоха
Мощь и стратегическое значение ядерного оружия, продемонстрированная американцами в 1945 году значительно повлияла на развитие ракетной и космической отрасли, предопределив их цели и задачи на десятилетия. СССР в отличии от США не имел баз, с которых возможно эффективно доставлять ядерные заряды на территорию вероятного противника, поэтому стратегические бомбардировщики не могли считаться надежным средством доставки. Страна нуждалась в ракетах, способных преодолевать огромные расстояния и фактически неуязвимых для средств ПВО.
Все послевоенные годы Королев был занят созданием баллистических ракет и венцом его работы стала ракета Р-7, которая явилась матерью для целого семейства военных и гражданских ракет, использующихся по сегодняшний день.
Гагарин
Да, советская космическая программа, выросла и долгие годы была лишь приложением программе доставки ядерных зарядов на территорию противника. Но 12-го апреля 1961 года произошло событие, которое никому не даст права назвать нас нацией бесноватых, мечтающих спалить мир в пламени ядерного пожара. Мы нация исследователей, бесстрашных покорителей космоса, стремящихся открыть человечеству новые горизонты и смыслы бытия.
Первый запуск человека в космос был организован в обстановке совершенной секретности, поэтому как в СССР, так и во всем мире это было грандиозной сенсацией, вызвавшей поток восхищения и энтузиазма.
Гагарин после возвращения на Землю, посетил 30 стран и куда бы он не приезжал, в социалистическое или капиталистическое государство, в страну первого или третьего мира, он воспринимался как герой, вызывал радость и восхищения. Вряд ли до него или после был другой такой русский, который вызывал такую однозначную реакцию.
Пропаганда и противостояние
Первый искусственный спутник, первый человек в космосе, первый выход в открытый космос - в определенный период мы были первыми во всем, что касалось освоение космоса. Но это не могло продолжаться вечно, ведь кроме научного и военного значения эти великие открытия имели и пропагандистский эффект. Гагарина и других космонавтов советской правительство желало использовать как живое доказательство преимущества своего строя, образа жизни и ценностей. Такой подход вызывал в странах Запада куда большее беспокойство, нежели реально наметившееся технологическое отставание. Наши конкуренты, в первую очередь США, стали активно развивать свою космическую отрасль и к концу 60-х годов стали соперничать с СССР на равных.
Космическая программа пилотируемых пусков "Аполлон", первая высадка человека на Луне, программы марсоходов "Викинг", осуществление первой космической стыковки пилотируемым кораблем "Джемини-8" и множество других успешных проектов НАСА, показали СССР, что конкуренция в космической сфере обойдется дорого. Уже к середине 70-х СССР не успевал за достижениями США в освоении космоса и в лучшем случае находился на позиции догоняющего.
Фиаско советской космической программы можно было констатировать уже к началу 1980-х. На тот момент у СССР имелась орбитальная станция "Мир", которая была весьма перспективным с научной точки зрения проектом, но военное помешательство не дало довести проект до конца. Руководство СССР было уверено, что американские многоразовые космические аппараты Space Shuttle, способны нести ядерные заряды, которые могут быть сброшены на СССР из зоны вне видимости систем предупреждения о ракетном нападении.
Современность
Уже в конце 80-х страна столкнулась с массой экономических и социальных проблем. Их нерешенный груз не позволял поддерживать космическую программу. Первый и единственный полет "Бурана" прошел в 1988 году, станция "Мир" существовала, постоянно латая дыры постоянных неполадок и неисправностей. У России, которой досталось космическое наследство СССР возможностей осталось ещё меньше. В 1997 году грузовой корабль "Прогресс М-34"столкнулся с одним из модулей "Мира", повредив его. Это стало началом конца. В 2001 году станцию затопили.
С начала 2010-х годов Роскосмос вошел в штопор управленческой деградации. На смену Анатолию Перминову, ветерану ракетно-космической отрасли и профессионалу, в 2011 пришел Владимир Поповкин, чьи два года руководства отметились чередой аварий и скандалов, среди которых были совершенно вопиющие эпизоды, наподобие пьяных драк, в одной из которых отставной генерал получил черепно-мозговую травму. Он был уволен после крушения ракеты Протон-М. Убытки от неё составили 4,4 миллиарда рублей, так как запуск не был застрахован.
За Поповкиным главой Роскосмоса назначили ещё одного военного Олега Остапенко. Аварии не прекратились и в мае 2014 рухнул очередной Протон, что вынудило прекратить запуски до окончания полного расследования.
За двумя военными Роскосмос возглавил "эффективный менеджер" Комаров, при котором взрываться начали не только Протоны. Только за два месяца апрель и май 2015 было потеряно два корабля: Прогресс М-27М, который должен был доставить груз на МКС, и Протон-М, выводивший на орбиту мексиканский спутник. Технические провалы вместе с многочисленными коррупционными скандалами привели к назначению на пост главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
Российская космическая отрасль прошла большой путь: от мирового лидера до национального посмешища, растеряв по дороге опыт поколений конструкторов и инженеров, систему профессионального образования и даже мораль. Объективная оценка её состояния вызывает сумрачное состояние духа, колеблющееся между отчаянием и желанием взять в руки автомат. Прости нас, Юра, мы все...