Найти в Дзене
Грибанов Роман

Риффы и рифмы Леры Стариковой

Лера Старикова
Лера Старикова

В XXI веке в России прижился формат регулярных масштабных музыкальных фестивалей, на которые собирались лучшие рок-н-ролльные коллективы страны и съезжались сотни тысяч любителей живого исполнения. «Максидром», «Крылья», «Кубана», «Нашествие» - все эти опен-эйры могут похвастать по-настоящему огромным количеством зрителей и особенной «вудстокской» атмосферой, заставляющей меломанов на следующий год вновь собираться в путь – в Москву, в Калужскую область и Краснодарский край или под Тверь.

Южноуральские музыканты, не сказать, чтобы частые гости на подобных сборищах. Свои программы многотысячным толпам людей в разные годы представляли «Томас», «Естественный загар», «Монарх», группа Гарри Ананасова и «Пуаре». Все эти команды добились определенной популярности в родном регионе и только после этого шли на штурм аэродрома Тушинский или СК «Олимпийский». А вот в августе 2018 все получилось наоборот – радовать публику со всей России на фестивале «Нашествие» отправился, по большому счету новичок – малоизвестная в Челябинске группа Леры Стариковой. Впрочем, сами артисты с такой формулировкой не согласны.

Челябинцы на "Нашествии"
Челябинцы на "Нашествии"

- Ну, если мою фамилию на Южном Урале, может быть, и не очень хорошо еще знают, то уж ребята, которые ездили аккомпанировать мне на фестивальном выступлении, всем отлично известны – Игорь Кравчук, Слава Андже, Василий Чугаев, - говорит Лера Старикова. – Эти парни выступают уже много лет и переиграли в самых разных коллективах. Мне очень комфортно с ними работать.

Свою карьеру на местной сцене Лера начала в челябинской группе «Тау Кита». Прожив до этого момента несколько лет в Австрии, так что в южноуральской столице девушка, сама сочиняющая песни и жаждущая их лично исполнять, действительно, была не известна широкой публике. Внутри «Тау Кита» споров и амбиций было больше, чем выступлений, каждый в коллективе тянул творческое одеяло на себя, и в какой-то момент Лере это надоело.

- В 2016 году к нам пришла девушка с просьбой помочь ей сделать аранжировку и записать песню, - рассказывает гитарист и хозяин студии U-Sound Игорь Кравчук. – Начали работать, и неожиданно мне очень понравился тот материал, который предложила Лера. Увлекся им по-настоящему! Вроде бы незамысловатый поп-рок, но полный какой-то внутренней энергии, настоящего драйва и живых эмоций. Я сыграл все гитарные и клавишные партии, ритм-секцию записали Василий Чугаев и Леонид Болдинов. Наш профессиональный студийный состав сыграл именно так, как хотелось на тот момент сонграйтеру, положив начало записи дебютного альбома. И хит следовал за хитом.

Изначально была сделана ставка на работу синглами, причем свежая песня всегда сопровождалась видеорядом. Сама Лера не считает эти видео полноценными клипами, но количество просмотров на YouTube и, следовательно, известность в местном музыкальном сообществе начали расти. «Шаг», «Останься», «Марш», «Все с тобой» - зрители хорошо оценили эти композиции в Интернете, пришло время для живых выступлений. И вновь Старикова не стала собирать группу, в которой всегда немного тесно разным творческим личностям, а создала «живой» состав чисто под себя. Аккомпанировали ей все те же музыканты, что писались в студии, плюс присоединился харизматичный и умелый гитарист Вячеслав Андже.

- Я бы не назвал стиль Леры обычным поп-роком, - считает Андже, - В ее репертуаре есть и блюз, который она отлично чувствует, что для Южного Урала большая редкость. Есть красивая баллада и еще много чего другого. Старикова призналась однажды, что уже насочиняла под сотню песен, но очень осторожно подходит к тому, что представить публике. Мне очень импонирует исполнять именно авторский материал, в море банальных кавер-групп, заполонивших Челябинск, это крутое ощущение.

У группы Леры Стариковой состоялись выступления в клубах OZZ и «Пьяный страус», на фестивале «Глаголь добро». Пора было двигаться дальше и фронт-вумэн посылает заявку на участие в музыкальном конкурсе «Высоцкий», организованном при участии сына знаменитого барда Никиты Высоцкого. Отборочные туры проходили в каждом федеральном округе, чтобы выявить талантливую провинциальную молодежь и самых-самых подающих надежды вывезти уже в центр всероссийского внимания – на фестиваль «Нашествие».

- Я отправила на адрес жюри электронное письмо и не знала, когда мне придет ответ, - говорит Лера, – поэтому преспокойно улетела в Австрию. Но только мой самолет приземлился в Вене, приходит мэйл с предложением выступить в Екатеринбурге на окружном смотре-конкурсе. Шанс! Я тут же в аэропорту купила обратные билеты и вернулась в Челябинск. Надо было репетировать и играть.

Обычно перед челябинскими клубными концертами группа Леры Старковой репетировала часа по полтора, уделяя больше времени работе в звукозаписывающей студии. Перед «Высоцким» коллектив готовился к живому исполнению небольшой программы уже полтора дня. Среди 28 приехавших в Екатеринбург челябинцы блеснули настолько ярко, что удостоились множества теплых слов от таких известных личностей, как Александр Скляр и Александр Пантыкин.

-3

- А продюсер и организатор известного фестиваля «Старый Новый рок» Евгений Горенбург прямо на последней песне выбежал к сцене и первым встретил нас с рукопожатиями и словами удовольствия от услышанного, - рассказывает барабанщик группы Василий Чугаев. – Мы как-то сразу поверили в свои силы. Я играю рок уже два десятка лет, но, если честно, со своими прежними командами в высшую музыкальную лигу не пробивался. А тут появляется какая-то девчонка, ангажирует нас, почти вдвое старших ее музыкантов, и приходят победы! Выступить на «Нашествии» - это был шанс для Леры, но сама Лера – это шанс для нас.

Выиграв на «Высоцком», группа Леры Стариковой попала в число счастливчиков, приглашенных к участию на «Нашествии». В 2018 году на фестиваль приехало более 300 тысяч зрителей со всей России. Только официально билетов было продано 312 тысяч. В поисках классной музыки толпы народа перемещались между тремя сценами: главной, где рубились звезды типа «Ленинграда», «Арии» и Noize MC, сценой 2.0, на которой играли группы, в звезды только рвущиеся, и подмостками «Высоцкий», отданными талантливой молодежи. За несколько минут до выхода челябинцев хлынул дождь, разогнавший по палаткам и навесам плотную толпу зрителей и из-за льющейся с неба воды заставивший организаторов переставить мониторную линию. Фанаты разбежались, себя не слышим... Взведенные до предела нервы наших музыкантов зазвенели вместе со струнами. Четверо южноуральских парней и одна девчонка вышли, как в последний бой. Раздались раскаты грома... Знак!

- Это было непередаваемое ощущение, когда после первых аккордов место перед сценой за какие-то считанные секунды вновь наполнилось будто из-под земли возникшими зрителями, - вспоминает Лера Старикова. – Услышав нас, люди, наплевав на дождь, вновь вернулись слушать музыку. Эти руки... Эти танцы... Эти аплодисменты... Мы отыграли на одном дыхании, и это было одно дыхание с публикой.

Музыку Леры Стариковой услышали и те, кто собрался у главной сцены. Совпало, что одновременно с челябинским сетом на «Высоцком», на площадке № 1 «Нашествия» выступал «Калинов мост», и Ревякин в этот момент затянул какую-то уж совсем тихую акустическую балладу. Естественно яростный вокал Леры с гитарами Кравчука и Андже на пару минут перекрыл проникновенный шепот рок-звезды.

- Мелочь, а приятно, - смеется Игорь Кравчук. – Если серьезно, то я был чрезвычайно впечатлен увиденным шоу на «Нашествии» и понял, что стоны об умирающем рок-н-ролле раздаются, к сожалению, только у нас в Челябинске. Молодых и невероятно талантливых команд из других городов России – масса. И здорово, что на их фоне мы выглядели вполне себе достойно.

Василий Чугаев, Вячеслав Андже, Игорь Кравчук и Лера
Василий Чугаев, Вячеслав Андже, Игорь Кравчук и Лера

В ближайших планах Леры Стариковой – запись альбома, создание полноценной часовой программы, ведь на фестивалях, куда пригласили челябинцев, они уже не будут считаться статистами. Яркое выступление на «Нашествии» заставляет еще больше трудиться. Банальное выражение про «сплав молодости и опыта», походит к определению деятельности новых южноуральских звезд как нельзя лучше. А вот к песням, которые пишет и поет Старикова, как раз наоборот, какие-то штампы и ярлыки вообще не подходят.

- Когда я слышу сравнения творчества и меня самой с Земфирой или Дианой Арбениной, возникает только понимание того, насколько остро у людей стоит проблема самоидентификации, - возмущается Лера Старикова. - Ведь само понимание уникальности и неповторимости места каждого на Земле исчерпывающе. В процессе написания песни на меня не влияют где-то услышанные риффы или рифмы, все зависит исключительно от моих чувств и эмоций и от моей способности выразить их в словах и мелодиях. Не исключены остатки в памяти звуков из уже существующих песен, но заново музыку пока никто не изобрел и, вряд ли, получится. Максимум человека - это способность внести что-то свое, что-то уникальное, преобразовать музыку, дать ей новые свежие очертания, привнести себя.

Композиции Стариковой пока не звучат на музыкальных FM-станциях, несмотря на их очень четкий радиоформат. Единственная станция, которое регулярно радует своих слушателей хитами из Челябинска – это корпоративное радио сети магазинов «Красное и Белое».

-5

- Я узнала, что у «КиБ» есть некое внутреннее вещание для посетителей, послала на их сайт несколько треков, и вскоре они зазвучали в магазинах, - смеется Лера. – Там, правда, имя артиста не объявляется, так – фоновая музыка для выбора товара. Это все баловство, конечно, но у нашей группы нет продюсера или PR-менеджера, который бы занимался профессиональной раскруткой: искал бы площадки для выступлений, договаривался со станциями о радиоротации. Понимаю, что без подобных действий сегодня бессмысленно мечтать о каком-то большом успехе, и знаю, что промоушн – это неотъемлемая часть жизни современной группы. Но вникать в это дело мне почти физически тяжело, я ведь песни пишу, а не менеджером тружусь. Но класса продюсеров в Челябинске просто не существует. И это главная проблема, почему в нашем городе нет музыкального развития, какое демонстрируют те же Екатеринбург, Новосибирск или Тюмень. Появись здесь хотя бы парочка менеджеров, предлагающих свои услуги по ведению концертной деятельности и промо-раскрутке, как тут же проявят себя десятки молодых талантов. Они в Челябинске есть, но как же сложно им пробиться к публике. Поэтому музыканты и уезжают в Москву или Екатеринбург, появятся у меня предложения – тоже уеду не задумываясь. Потому что пока в Челябинске один путь развития – становиться кавер-группой и идти играть в кабак. Я этого делать не хочу!