Неожиданно встретить в современном мегаполисе среди высокоскоростных поездов пыхтящий паровоз. Известно, что постройка «железных гигантов» прекращена с 1956 года. На смену паровозам приходят тепловозы и электровозы, которые гораздо экономичнее и мощнее. При этом паровые машины значительно превосходят современные подвижные составы по выносливости и неприхотливости, да и ремонт их обходится значительно меньше.
Тендер с углем, зеленый окрас и цветные полосы по бокам, или как еще говорят в народе – «лампасы» – паровоз серии П36 стал последним советским магистральным пассажирским паровозом. «Генерал» был самым мощным и совершенным изобретением советских ученых и конструкторов ВНИИЖТ. Паровоз оснащен движущими колесами большого диаметра (1850 мм), двухосной бегунковой тележкой, мощной топкой и углеподатчиком. В совокупности все это облегчает работу паровозной бригаде. Паровоз способен водить тяжелые пассажирские поезда и может вписываться в кривые.
В 1946 году ученые ВНИИЖТ установили основные параметры для пассажирского паровоза: в результате анализов выявлено, что полностью удовлетворять всем эксплуатационным свойствам смогут паровозы типа 2-4- 2 с осевой нагрузкой 22,5 тс (мощность 3000 л.с) и 18 тс (мощность 2500 л.с.).
На основании этих заключений в 1947 году Коломенскому заводу передан заказ на постройку пассажирского паровоза данного типа. Новые паровоз проектировали под наблюдением главного конструктора Л.С. Лебедянского и инженеров Г.А. Жилиным, И.И. Сулимцевым. Спустя три года, в 1950 году, закончено изготовление опытного паровоза с наименованием П36-0001. Цельносварной котел, механический углеподатчик, воздушный привод реверса, брусковая рама, водоподогреватель – в конструкции машины были реализованы все достижения в области советского паровозостроения.
Как и вся техника, пассажирский паровоз нового типа был подвергнут испытаниям. Тяжелые тестирования подтвердили тягово-теплотехнические качества. Положительные результаты испытаний положили начало, серийному производству П36. В ходе постройки паровозов в конструкцию вносили небольшие изменения. На паровозах № 0002-0006 были установлены скользящая (вместо гибкой) передняя опора топки, усиленные буксы движущих колесных пар, установлена конусное устройство с целью снижения веса локомотивов, упрощена декоративная обшивка и снято тормозное оборудование с бегунковой тележки. Паровозы начинают курсировать на Московско-Рязанской и Октябрьской дорогах. К 1956 году уже выпущено около 250 П36.
Паровозы были направлены на Красноярскую, Калининскую, Белорусскую, Сталинскую, Октябрьскую, Куйбышевскую и Северную железные дороги.
Однако в феврале 1956 года строительство паровозов прекращается. Это связано с принятием указа о «широком внедрении электровозов и тепловозов». П36 переводят на отдаленные или менее загруженные дороги, передают в пользование железнодорожных музеев или утилизируют.
Несмотря на прекращение эксплуатации П36, паровоз можно встретить в наше время. Не в качестве экспоната, а действующий. Компания «РЖД Тур» приглашает прокатиться на настоящем паровозе и посетить интересные места Москвы и ближайшего Подмосковья. Узнать информацию о турах и забронировать места можно на сайте. (http://rzdtour.com/? cat=11&utm_content=zen)