Концепция Пьера Тейяра де Шардена - интересная попытка соединить теорию эволюции и католическое понимание мира и человека. Мыслителю удалось избежать противоречий, которые могли бы превратить его теорию в труху.
Тейяр де Шарден был выдающимся ученым-палеонтологом и антропологом, одним из тех, кто открыл синантропа (вид хомо), и при этом - католическим священником, иезуитом, религиозным философом.
Его учение опровергает смешное убеждение некоторых дремучих личностей в том, что теория эволюции противоречит христианской вере. На самом деле наоборот - она ее подтверждает, о чем я всегда и говорила. Учение Тейяра де Шардена - блестящий пример симбиоза науки и религии, казалось бы, двух несовместимых проявлений человеческого духа.
В 40-е годы ХХ века он написал свой главный труд - "Феномен человека", запрещенный Ватиканом к изданию в период жизни ученого. Книга была издана только после его смерти. И, кстати, тот же Ватикан потом официально принял учение де Шардена как одно из проявлений христианской доктрины в понимании развития человека.
Итак, в чем же состоит феномен человека?
Начнем с того, что, согласно французскому мыслителю, процесс эволюции можно разделить на три грандиозных этапа:
а) «преджизнь» (литосфера),
б) «жизнь» (биосфера),
в) «феномен человека» (ноосфера).
Не будем погружаться в первые два этапа, обратимся сразу к ноосфере. Те, для кого фамилии Вернадский и Леруа - не пустой звук, уже знают это понятие. Так вот, Тейяр де Шарден был одним из тех, кто его ввел в обиход и разъяснил его смысл.
Движущей силой эволюции Тейяр де Шарден, в отличие от Дарвина, считал не естественный отбор, а некий "импульс", энергию духовного плана, которая встроена в саму материю. (За эту мысль философа часто причисляют к пантеистам). Эта энергия сработала на неких лохматых приматах так, что стала побудительной силой к особенно сильному развитию у них сознания.
Короче говоря, животное постепенно превращалось в человека, проходя при этом ряд морфологических изменений - менялось строение руки, форма черепа, объем мозга и т.д. Но чтобы хомо стал не просто существом с каким-то уровнем сознания, а существом, способным на рефлексию, то есть в полном смысле человеком, нужен был решительный скачок.
Этот энергетический скачок изменил не только человека, сделав его существом мыслящим и осознающим свою особенность. Он изменил и все устройство жизни на планете, биосфера начала приращиваться ноосферой. Это произошло потому, что человек живет не только в природе, но и создает внеприродный феномен - культуру. И это невозможно игнорировать.
Ноосфера - душа Земли. Она развивается и покрывает собой всю планету. Чем больше развивается культура, чем более эволюционирует человек в духовном отношении, тем ярче и сильнее ноосфера.
В ее развитии наступит, как думал Тейяр де Шарден, самый кульминационный момент, новый скачок, который он назвал Точкой Омега. Эта точка будет знаменовать конец эволюции человека, фактически конец света. Но это не означает исчезновения человечества, а новую ступень его развития. Люди объединяются в этой точке, а силой, которая соединит их сознания в некий коллективный разум, будет любовь, то есть, по сути, бог.
Надо сказать, что эти идеи очень похожи на концепцию всеединства, выраженную в русской религиозной философии.
Итак, эволюция человека ведет его к отделению от материальной телесности и пребывании в новом, духовном, качестве в Точке Омега. То есть человечество сохранится в ноосфере.
Как вам?)
Читайте еще на моем канале:
Можно ли назвать произведением искусства следы, оставленные котом на бумаге