Найти тему
truskawka

Варшава первым делом: WKM и с чем его едят

Оглавление

Переезд — дело всегда трудное, как морально, так и физически. После него часто не удаётся собрать мозги до кучи, чтобы приступить к решению проблем насущных. Граница успешно пересечена, жильё на первое время найдено... а дальше-то что?

Что за зверь этот WKM?

Первым делом, новообращённый польский эмигрант должен снять с себя груз ответственности за покупку билетов на общественный транспорт. Простыми словами — сделать себе проездной.

-2

Warszawska Karta Miejska (WKM) — это бесконтактная электронная карта с фотографией пользователя и данными (именем и фамилией) на обороте. Делать её просто, достаточно дойти до первого ближайшего пункта обслуживания управления городским транспортом (Punkt Obsługi Pasażerów ZTM). Обычно они расположены на вокзалах и в подземных переходах метро. С собой иметь фотографию 3,5 x 4,5 см и паспорт.

Важно знать, что столица Польши делится на две зоны.
Strefa 1
— сама Варшава, а Strefa 2 — "подваршавье". То есть, если вы купили проездной, позволяющий ездить только по зоне №1, но въехали в зону №2, вас могут оштрафовать контролёры, которых чаще всего можно встретить на границе двух зон.
Если при слове контролёр, вы представили злую бабку с химией на голове, которая шпыняет всех новоприбывших после остановки, то вам придётся об этом забыть и познакомиться с новой системой. Я впервые встретилась с контролёрами спустя месяцев 7 после переезда. И сразу же получила штраф. Не за безбилетный проезд, а за отсутствие на руках
легитимации, при наличии льготного проездного.

Запомните: если вы сделали льготный билет, обязательно носите с собой студенческую/ученическую легитимацию! Студент с легитимацией в виде пластиковой карточки, может сделать билет WKM прямо на ней!

Не факт, что при проверке у вас его попросят, но нужно быть готовым к особо придирчивым канарам (так в польском слэнге называются контролёры).

Стоимость проезда

Обычный проездной на 30 дней: 110 злотых для зоны №1, для двух зон вместе — 180.
Льготный проездной на 30 дней (студенты, ученики, пенсионеры): 50 злотых для зоны №1, для двух зон вместе — 90.

Ездить вы сможете на трамваях, автобусах, метро, и городских электричках (SKM).

После истечения 30 дней, вам необходимо будет его пополнить. Для этого нам понадобится билетомат, который можно встретить в метро, внутри автобуса или на улице. Оплата наличными или банковской картой.

Уличный билетомат между Metro Centrum и станцией Warszawa Środmieście
Уличный билетомат между Metro Centrum и станцией Warszawa Środmieście

Не волнуйтесь, если плохо знаете польский — одним касанием пальца можно изменить язык интерфейса на английский, русский или украинский.

Так же не рекомендую выкидывать чек хотя бы месяц. Если вы вдруг среди утеряете проездной, возможно, вам придется доказывать факт наличия на нём денежных средств, если в пункте обслуживания возникнут ошибки.

Если вам нужно срочно уехать, а проездной вы пополнили на днях, то не волнуйтесь: можно вернуть 80% стоимости в пункте обслуживания ZTM.

После пополнения необходима активация!

В самом билетомате, увы, этого сделать не получится. Нужно найти любой электронный компостер, например, в автобусе или метро и приложить к нему карточку. На компостере тем временем появится дата, до которой будет действительна ваша karta miejska.

Штрафы

Канары never sleeps. Они появляются внезапно и всегда в самый неудачный момент. Ты можешь с ними не встретиться ни разу за весь год, но однажды забудешь активировать проездной и...
Трамвай останавливается. Ты судорожно ищешь компостер, но всё тщетно: как только начинается проверка проездных, все компостеры отключаются. Все "зайцы" сбегаются либо в конец вагона, ожидая конца. Два человека в чёрных куртках заходят и под писк считывающего автомата, ты слышишь это ужасное
"BILECIKI POPROSZĘ!".
-4

Штрафы реально большие: 266 zł за безбилетный проезд; 196 zł за проезд без документа, подтверждающего твоё право на льготный проезд (привет, легитимация!).

Впрочем, если ты согласен оплатить всё прямо на месте, то сумма уменьшается и страшные 266 трансформируются в 159,60 zł, а вместо 196 придется заплатить 117,60 zł.

Для попавших впросак
1) Если вы
ЗАБЫЛИ проездной или легитимацию, а также не захотели дать на лапу канару прямо сразу, вы можете в течение 7 рабочих дней оспорить штраф в пункте обслуживания ZTM. Если все сложится удачно, вы оплатите только 21 zł за обслуживание. 2) Общеизвестный праздник? Ваш День Рождения? Можно попытаться построить глазки канару и скостить штраф до минимума. Прокатывает у многих, все мы люди. 3) Можно попытаться договориться. От каждого штрафа контролёр получает около трети, так что можно предложить ему от 70 до 100 злотых, при этом рассказав слезливую историю о том, что это ваши последние деньги до зарплаты. Канары редко отказываются от взяток.

Где чаще всего встречаются контролёры?

На границах между зонами №1 и №2. В автобусах и трамваях, проезжающих в Центре. На территории остановки метро.

Что будет, если я не оплачу штраф за безбилетный проезд?

Ничего хорошего.

Если будете строить из себя самого умного и начнёте утверждать, что у вас ответствует паспорт и деньги, то скорее всего, контролёр вызовет полицию, дабы установить вашу личность. Ах, да, при таком раскладе на вас накинут дополнительный штраф.

Вам выдали квитанцию и вы отказались платить? Превосходно! Но только в том случае, если вы не планируете продолжать жить в Польше и странах Евросоюза. Ведь Вас занесут в базу нарушителей и в последствии у вас могут быть проблемы. Например, с открытием визы или кредита. А если у вас есть номер PESEL, то, возможно, придётся готовиться к повестке в суд.

А ещё...

-5

Здесь заботятся о людях: выдвижные пандусы, специальные места для колясочников, а в каждом электронном табло на остановке есть кнопка, которая включает озвучивание для слабовидящих людей. Почти везде есть кондиционеры, обогреватели и автоматы по продаже билетов.

Никто особо не стремится жить в центре. Зачем, если можно жить на конце strefy №1 и добираться до Старого Города за 20 минут с помощью удобных городских электричек?

Система с билетами и проездными тоже невероятно удобна: ни тебе "за проезд передайте, пожалуйста", ни преследования контролёра для того чтобы он наконец-то прокомпостировал тебе талон.

Я живу в Варшаве уже три года, и с уверенностью могу сказать: стоимость пользования польским транспортом полностью оправдана.

Удачного вам переезда в Польшу!