В 1951 в газете The Saturday Evening Post выходит короткий рассказ Рэя Бредбери «Туманный горн». Рассказ не получает должного внимания из-за простоты и странного содержания: раз в год к маяку приплывает древний динозавр и орет сирене, которую смотритель называет Ревуном. Поняв, что это обман, динозавр разрушает маяк и больше не появляется.
Чудный сюжет, согласитесь.
Однако эта история вдохновляет художника-постановщика Эжена Лурье, иммигранта из Украины, поставить фильм «Чудовище с глубины 20000 морских саженей».
По сюжету, в Арктике испытывают атомную бомбу. От излучения, в льдах растаивает и пробуждается огромное чудовище. Профессор Несбитт пытается предупредить общественность и правительство об надвигающейся угрозе. Но, как это принято, чудаков никто не слушает. А как известно в голливудских фильмах, чудаки всегда правы. Чудище, он же вымышленный ящер редозавр, вторгается в Нью-Йорк.
Он оригинального рассказа остался лишь момент нападения динозавра на маяк, почему-то получивший культовый статус. Но об этом позже.
Фильм стал настоящим хитом: при бюджете в 210 тысяч долларов он собрал более 5 миллионов только в США (по нынешнему курсу – 2 миллиона бюджета и 47 миллион кассовых сборов).
Особую популярность картина в Японии. Единственной стране, против которой была применена атомная бомба, была понятна боль и ярость редозавра. Через полгода японцы снимают свою версию нападения огромного монстра в огромный город – «Годзиллу». И фильм становится шедевром и бессмертной классикой японского кино.
А «Чудовище» пропадает на его фоне…
Обидно, что Лурье так и не сумел организовать достаточно большую продюсерскую кампанию за зрелищные фильмы. Золотая эра Голливуда медленно угасала, а фильм Лурье все больше походил на B-муви. «Годзилла» завоевывала мир, а приезд монстра в США в 1956 году стал настоящей сенсацией. Многочисленные фильмы и сиквелы, мультсериалы и игрушки – Годзилла растоптал редозавра.
У «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» было несколько факторов, игравших после себя. Во-первых, слишком длинное название. Я когда вспоминал фильм, так и не сумел нормально его запомнить.
Во-вторых, отсутствие приметных персонажей. Да, редозавр сделан качественно, но кто вспомнит людей? У «Годзиллы» что ни человек, то заметная харизматичная фигура.
В-третьих, последующая попытка превзойти «Годзиллу». В 1959 году Лурье снимет второй фильм про радиоактивного монстра «Бегемота», а в 1961-ом – «Горго», которую он уже нагло называл «ответом на Годзиллу».
«Годзилла» была ответом и копиркой «Чудовища» – оба просыпаются от ядерного взрыва, профессора пытаются предупредить мир, монстры нападают на город, трагично погибают.
В этом плане редозавр погибает действительно трагично и символично – его сжигают заживо в американских горках, словно убивают всю развлекательную индустрию в кино.
Однако культовый статус и любовь зрителей получила почему-то сцена разрушения маяка. Появление из воды, рост монстра и беспомощность маяка – о ней даже до сих пор игрушки выпускают!
Как и Годзилла, редозавр – это месть природы в ответ нашим гибельным оружиям. Мы не осознаем всего масштаба, пока этот масштаб в виде огромного монстра не настигнет нас. Но в отличие от Годзиллы, редозавр не заимел успеха у зрителей. Когда японский гигант от года в год получает очередные ремейки и продолжения, чудовище так и остается на дне 20000 саженей.