Частенько сталкиваюсь на просторах сети с точкой зрения, что основной повествователь в романе Булгакова Мастер и Маргарита - Воланд.
Не могу согласиться с такой трактовкой: основной и единственный повествователь очевиден – поэт Иван Бездомный. Все события – и мосовские и ерашалаимские – проходят перед мыслительным взором поэта, расшатавшего душевное здоровье поэмой на неподъемную тему. Именно Бездомный впервые встречает и Воланда, и Мастера, именно его неудачная поэма «воскресила» Иешуа в облике реального человека. Бездомный же единственный «практикующий православный» - кто попытался противостоять Волнаду посредством христианских символов – иконки и церковных свечей. Хотя православие его абсолютно магического толка, не предполагает поста, молитвы и систематического посещения службы, но кто из нас избег такого греха?
Иван объединительное звено всех трех сюжетных линий. Больше того – именно Бездомного гуманный автор оставляет в живых, чтобы отрекшийся от скверных стихов Иван мог поведать миру историю о большой неправедной любви и поруганной вере…
А кто же наш Мастер?
Образ как водится собирательный, как всякий образ впитал и частичку самого автора. Но лишь частичку! Еще одна важная составляющая этого образа оказалась напрочь забытой и отброшенной из-за соображений некоей политической сервильности. Речь идет о Алексее Максимовиче Горьком, известном в кругах московской интеллигенции 20-30 годов минувшего века под прозвищем «Мастер». Взаимоотношения художника – «мастера» - и власти занимали Булгакова почти болезненно, и лучшей иллюстрации чем Горький трудно было найти в тогдашний Совдеппии. Каковы они были те 30 сребников за которые Мастер готов продать душу?
Деньги? – об источниках средств «пролетарского писателя», еще недавно состоявшего академиком по части изящный словесности в царских академиях, ходили грязные слухи…
Любовь? – Алексей Максимович не был обделен женским вниманием, и в его жизни была демоническая женщина, схожая с романной Маргаритой судьбой и внешностью: Мария Будберг (Закревская-Бенкендорф-Будберг).
Слава? – ее не довелось изведать Мастеру из романа. Именно жажда признания теми, кто «управляет миром» довела его до душевной болезни! Такова была цена его души…
Хотя Горький изведал славу полной мерой – славу литературную - была область, в которой Алексей Максимович познал провал и гонения, жесточайшую критику и обструкцию власть имущих. Горький не состоялся как философ и проповедник богостроительства. Именно богостроители любили дискутировать о Христе, как реальной исторической личности, однако не наделенном божественной природой. Богостроители же выступали за так называемый «христианский социализм». Чтобы понять, о чем речь – достаточно вспомнить слова Иешуа о «добрых» по своей природе людях. Источниками философских поисков богостроителей были и раннехристианские апокрифы (стилизация такого апокрифа просматривается в сюжете романа Мастера о Понтии Пилате) и «богомильская» (катарская) ересью.
Даже если оставить за бортом легенды о вступлении Горького в масонскую ложу, когда он период пребывал на Капри, современникам Булгакова в безымянном Мастере – были вполне очевидны черты главного советского классика - богостроителя, отравленном ради достижения покоя ( с 1936 года по Москве циркулировали слухи об отравлении Горького, затем обличенные в реальное уголовное дело - тогда собственно и обрела четкость линия Мастера и его возлюбленной).
Мне кажется, очень важно помнить, что в романе Булгаков размышляет о богостроительстве, как возможной, но недостойной, и более того пагубной для души, альтернативе традиционному православию или шире – христианству.