Найти в Дзене
Михаил Пашинский

Витя мой и Роточип

Клички, прозвища или погонялы, как говорят криминализированные слои общества, составляют неотъемлемую область народного творчества, наряду с былинами, сказками, частушками и хороводами. Иногда ведь такие клички придумают, куда там вышивке или бисероплетению! Эта необъятная область фольклора ещё ждёт своего пытливого исследователя, который всё разложит по полочкам, классифицирует и систематизирует все виды прозвищ, разделит их на группы и подгруппы, но читать его опус будет скучно до зевоты. Я же попытаюсь осветить этот увлекательный вопрос со своей точки зрения и с учётом богатого жизненного опыта. Основная и самая распространённая причина – сам человек, его неадекватные речь или поведение. А в сёлах и весях нашей необъятной родины часто бывает так, что на всё село всего несколько фамилий, и нужны какие-то дополнительные отличительные факторы. Вот народ и фантазирует, проявляя при этом большую изощрённость и выдумку. В селе, где я работал учителем, один мужик свою очень строгую жену по

Клички, прозвища или погонялы, как говорят криминализированные слои общества, составляют неотъемлемую область народного творчества, наряду с былинами, сказками, частушками и хороводами. Иногда ведь такие клички придумают, куда там вышивке или бисероплетению! Эта необъятная область фольклора ещё ждёт своего пытливого исследователя, который всё разложит по полочкам, классифицирует и систематизирует все виды прозвищ, разделит их на группы и подгруппы, но читать его опус будет скучно до зевоты. Я же попытаюсь осветить этот увлекательный вопрос со своей точки зрения и с учётом богатого жизненного опыта.

Основная и самая распространённая причина – сам человек, его неадекватные речь или поведение. А в сёлах и весях нашей необъятной родины часто бывает так, что на всё село всего несколько фамилий, и нужны какие-то дополнительные отличительные факторы. Вот народ и фантазирует, проявляя при этом большую изощрённость и выдумку. В селе, где я работал учителем, один мужик свою очень строгую жену по имени Галя называл «гауляйтером». И что же? Народ его самого так прозвал, уж не знаю, по каким причинам. Другая женщина часто разыскивала своего мужа – тот загуляет и потеряется. – Вы Витю моего не видели? – спрашивала у каждого встречного-поперечного. Так и появился «Витя мой», а это клеймо уже на всю жизнь. Жили там и двое с китайскими фамилиями, с виду махровые русаки. Одного из них звали «Пополамом» из-за двойной фамилии вроде Ван-мин. Другой же, с аналогичной двухсоставной фамилией, отзывался на кличку «Четвёртый», из-за анекдота, где чукча хотел записать своего четвёртого ребёнка китайцем – мол, каждый четвёртый в мире – китаец. По странному совпадению, у него было трое детей, получалось, что сам он – четвёртый. И до чего же был презабавный тип! Ни голоса, ни слуха, ни памяти хорошей, а петь любил до безумия. Такое частенько встречается, когда, по меткому народному выражению, «бодливой корове Бог рогов не даёт». Выпьет, бывало, раскраснеется, глазёнки заблестят, ну, думаешь, всё, началось! И действительно, начинает – По зелёной глади моря, по долинам, и по взгорьям… - Миха, как там дальше, подскажи! – это он ко мне обращается. Пытаешься его отвлечь, да куда там. По несколько раз снова начинает запевать то же самое. А так безобидный.

(Яндекс картинки)
(Яндекс картинки)

На педсовете разбирают кочегара, напился да чуть школу не разморозил. – С кем пил, спрашивает директор, только не ври. – Я, Индюк, Пират (у того глаз был сильно прищурен) и Витя мой. – Вас же пятеро было, мне сказали. – А, в конце уже Коромысло подошёл (тот был согбенным мужчиной, не горбатым, а именно согнутым). Весело педсоветы проходили, что скажешь. И главное, никто не переспрашивает, никто не улыбается – привыкли.

… В армии собираюсь заступать в караул начкаром. Даю деньги и отправляю молодого в магазин военторговский – купи мне зубную пасту «Поморин» и ложусь отдыхать, перед заступлением в караул так положено. Он прибегает и будит – Нет там поморина! – Да как нет, я утром видел.

- Нету, я всё посмотрел! Сон как рукой сняло и идём мы с ним в магазин. – Это что, спрашиваю и показываю. - А это «Роточип» отвечает. Он по-русски прочитал, а там латиницей написано было. Я как студент-недоучка с инъяза спрашиваю у него – У вас кто английский преподавал? – Да не было у нас иностранного языка, на всю школу пять учителей, отвечает. Так и приклеилась к нему эта кличка, даже кадеты, то бишь офицерский состав, так его называли, только не Роточип, а Роточок.

-2

Кличка Коромысло – это уже некая особенность в телосложении, что тоже частенько служит поводом для прозвища. Мужика с большим носом там звали «Дунделем», а полностью облысевшего моего соседа почему-то прозвали «комолым». В нашем селе громкоголосых крикунов называют «громкодырыми», а хитрых, изворотливых – «верёвками», видимо, из-за их крученности. Что характерно, у женщин клички менее распространены, чем у мужчин. Пусть уж феминистки не обижаются! Нередко их называют по кличкам мужей. Так жену Бывалого, прозванного из-за поразительного сходства с Моргуновым, звали «Бывалихой», а супругу «Дембеля», приехавшего в отпуск из армии и кричавшего пьяным в кинотеатре на весь зал, что он дембель – «Дембелихой». Есть у нас и «Миштэха», похожий на героя из фильма «Табор уходит в небо», если не ошибаюсь.

Любимые слова и выражения также иногда служат поводом для клички. Жил у нас старик по прозвищу «Сэры-воры». Так он обращался к любой группе мужского пола. И «Горюшко» был, названный так из-за его любимой присказки, употреблявшейся к месту и не к месту. Тема эта бесконечна, а формат канала лимитирует авторское красноречие в интересах читателя.

Если кто из читателей вспомнит что-то интересное по этому сюжету, пусть напишет в комментариях – я с удовольствием прочитаю. А пока ставьте лайки, подписывайтесь, чтобы помочь начинающему автору и новорожденному каналу жить и развиваться.

-3