Екатерина II своими указами пыталась наладить на улицах городов такой иерархический порядок, который существовал и в государстве.
Выходили регулирующие манифесты о внешнем виде экипажей. Строго воспрещалось всем свои кареты, сани, коляски и лошадиную упряжь украшать драгоценностями. Государыня беспокоилась о порядке и сохранении жизни пешеходам: быстрая и шумная езда особо каралась.
Скорая езда приравнивалась к прилюдному сквернословию, которое всегда осуждалось. А стремление прошмыгнуть перед носом встречной кареты, не уступив дорогу, – жестоко преследовалось.
Строгие распоряжения просуществовали долго.
Ехать шагом вошло в обыкновение и даже стало почитаться шиком: «скорая езда считалась даже неприличною для родовитого барина, у которого не могло быть спешных дел, чтоб он беспокоил себя торопливостью; за него было кому бегать, трудиться и хлопотать». Эти строки переполнены сарказмом.
Но кто знает, сколько человеческих жизней на дорогах уберегли подобные законы?
Люди состоятельные, имея собственный выезд общественным транспортом не пользовались. Красота экипажа и упряжи была предметом особой заботы.
Породистые лошади, карета, кучер, форейтор стоили огромных денег. Иногда стоимость экипажа доходила до пяти-восьми тысяч рублей! Сказочная по тем временам сумма! В Петербурге расстояния были большими, улицы вымощены булыжником, поэтому от кареты требовалась особая прочность.
Каретных дел мастера знали свое дело и зарабатывали состояния.
Эпоха императора Александра II ознаменовалось рядом великих реформ во всех сферах жизни российского общества.
Большие перемены произошли и на дорогах.
Дело в том, что с незапамятных времен низшие чины армии, крепостные и учащиеся не имели права ездить в каретах и колясках. Они ходили по городу пешком.
26 февраля 1856 года Александр II разрешил ездить в экипажах юнкерам и подпрапорщикам. И далее вышел целый ряд подобных документов. Наконец, 12 января 1875 года всем низшим чинам позволено было ездить на лошадях, а заодно и посещать городские театры. Ряды пешеходов, таким образом, поредели, а приоритет их понизился.