Параноидальный или конспирологический триллер (Сonspiracy thriller or paranoid thriller) – голливудский жанр, переживший пик популярности в середине 70-х, когда на экраны вышли такие хиты, как «Разговор», «Три дня Кондора» и «Принцип Домино». Как правило, генезис жанра связывает с двумя обстоятельствами: Уотергейтским скандалом и ренессансом нуара в 70-х. И то, и другое верно, однако к этому стоит добавить и третье событие – убийство Джон Кеннеди в Далласе. Именно оно привело к первому сдвигу в массовом сознании и, как следствие, в популярной культуре. Уотергейт лишь зацементировал утерю доверия значительной части населения США к государственной власти вообще и спецслужбам в частности.
В центре голливудском параноидального триллера всегда находится заговор, однако в отличие от пропагандистских фильмов 40-х, когда за заговорами стояла нацистская пятая колонна, или 50-х, когда в голливудской повестке была актуальна «красная угроза», после смерти Дж.Ф.К. внимание кинематографистов сместилось в сторону местных угроз. Теперь главная опастность для простого американца стала исходить от спецслужб США, «глубинного государства», спайки мафии и власти, масонов, иллюминатов. Вместе с этим параноидальный триллер получил ярко выраженную кафкианскую атмосферу полной безысходности: какие бы действия не предпринимал герой, лучшее на что он может рассчитывать – дожить до финальных титров, в то время как любые попытки сломать систему бесплотны.
В строгом смысле параноидальные триллеры пережили 70-е и продолжили выходить в 80-х и 90-х. Например, «Теория заговора», «Враг государства» или «Дело о пеликанах», но вместе с ушедшей эпохой, они лишились атмосферы безнадежности, став просто развлекательным кино.
5 параноидальных триллеров классической эпохи
Маньчжурский кандидат (The Manchurian Candidate), 1962, режиссер – Джон Франкенхаймер
Джонатан Розенбаум назвал «кандидата» единственным американским фильмом, соответствующим эстетике французской новой волны. Но если отвлечься от впечатляющей экспрессионистской картинки, перед зрителем предстанет обычная шпионская история о коммунистическом заговоре с целью ликвидировать президента США. Являясь на смысловым уровнем артефактом предыдущей киноэпохи, атмосферно – это уже чистый параноидальный триллер.
Микки один (Mickey One), 1965, режиссер – Артур Пенн
Самый кафкианский голливудский триллер 60-х и 70-х. Уоррен Битти в роли стендапера, который чем-то насолил мафии и теперь скрывается от её гнева. Проблема в том, что он не знает кто и, главное, почему имеет к нему счеты, а все попытки выяснить это приводят примерно к тому же, что и у безымянного героя «Процесса». Мафия в этом фильме играет роль полноценного «глубинного государства».
Вторые (Seconds), 1966, режиссер – Джон Франкенхаймер
Параноидальный триллер с небольшим фантастическим допущением: в мире действует некая всемогущая тайная организация, которая за определенную плату позволяет сильным мира сего сымитировать свою смерть, изменить внешность и начать жизнь с нового листа, де-факто превращая желающих в винтики новой тоталитарной системы.
Заговор «Параллакс» (The Parallax View), 1974, режиссер – Алан Дж. Пакула
Пакула – один из главных мастеров конспирологического триллера: на его счету «Клют» и «Вся президентская рать», но «Заговор «Параллакс»» более показателен. В этом фильме смешаны фобии убийства братьев Кеннеди и Уотергейта. Как кино, это не лучший фильм режиссера, но как представитель жанра параноидального триллера – настоящий эталон.
Разговор (The Conversation), 1974, режиссер – Фрэнсис Форд Коппола
Этот маленький шедевр Копполы лишен глобальных заговоров, но история скромного специалиста по прослушивающим устройствам лучше прочих передает именно атмосферу жанра. Все не то, чем кажется, и удар будет нанесен совсем не с той стороны, с которой ждешь.