Сегодня с религией Ислам связано много мифов и стереотипов. В СМИ зачастую дается однобокое представление о религии, эксперты же получают очень мало эфирного времени, чтобы дать свою профессиональную оценку. Реза Аслан - один из тех специалистов, который может дать отпор обвинениям в сторону религии и аргументировать свою позицию.
Реза Аслан - религиозный ученый, член Американской Академии религий, автор двух бестселлеров «Нет бога[a] кроме Бога» (‘No god but God: The Origins, Evolution, and Future of Islam’) и «Иисус: биография фанатика» (‘Zealot: The Life and Times of Jesus of Nazareth’), профессор Калифорнийского университета. В своих книгах и выступлениях он развеивает негативные стереотипы об исламе, опираясь на факты и анализируя происходящие события. О притеснении прав женщин в некоторых мусульманских странах Высказывания о том, что в мире права мусульманок ущемлены, не являются истиной. Для женщин есть ограничения в некоторых мусульманских странах, таких как Иран. Или, например, в Саудовской Аравии женщина раньше не могла водить автомобиль. Но не потому что религия это запрещает, а потому что такова была политика государства. В передовых мусульманских странах, как Индонезия, Малайзия, Бангладеш, Турция, женщины имеют такие же права, что и мужчины. Нельзя брать проблемы каких-то отдельных стран и утверждать, что все мусульмане (а это более 1,5 млрд людей разных национальностей и культур) одинаковые, и во всем виновата религия.
То же самое касается и вопроса о женском обрезании, которое имеет место быть в некоторых африканских странах. Это не религиозное требование. Это ужасная традиция, проблема региона Центральной Африки. В Кении, например, стране, где женское обрезание распространено очень широко, мусульмане этот обряд не практикуют. Призывает ли ислам к насилию? Все зависит от того, каким является конкретный человек. Если он жестокий, если он предрасположен к насилию, то и его исповедание религии будет таковым, и не важно, какой конфессии он придерживается: христианство, иудаизм, ислам или буддизм. Такой человек всегда сможет оправдать свои действия, ссылаясь, якобы, на законы религии. Взять, например, буддистов в Мьянме, которые устроили настоящий геноцид мусульманского населения, безжалостно убивая женщин и детей. Разве буддизм призывает к этому? Конечно нет! Все зависит от самих людей, добры ли они, веротерпимы или жестоки. И еще важно учитывать политику конкретных регионов. В настоящее время такие псевдоисламские организации, как ИГИЛ, Аль-Каида, Талибан являются опасностью для всего мира. И от их действий страдают мусульмане в том числе, об этом нельзя забывать. Поэтому и бороться нужно не со всеми мусульманами, а с конкретными организациями и боевиками, причем делать это совместно с мусульманским сообществом, которое также борется с экстремизмом, в первую очередь, просвещая людей. Политические игры под религиозными лозунгами Мы привыкли думать, что многие международные и гражданские конфликты имеют религиозную подоплеку. Борьба между суннитами и шиитами в Ираке, противоречия между католиками и протестантами в Северной Ирландии, война между Израилем и Палестиной и т.д. – все эти конфликты подаются под соусом религиозных противоречий. Но если заглянуть в суть этих процессов, то станет ясно, что религиозные лозунги – это всего лишь прикрытие, а воюющие стороны имеют свои личные политические и экономические цели и интересы. Когда мы говорим о радикальных группировках, мы имеем дело не с религиозным, а с политическим радикализмом, прикрываемым религией. Почему, например, Аль-Каида использует ислам в своих политических целях? Просто потому что большая часть населения, живущая на территории Ирака, исповедует религию ислам, и чтобы убедить необразованные массы в правильности своих действий, эта организация использует вырванные из контекста строки из Корана и трактует их по-своему. Некоторые люди, не знающие и не практикующие свою религию, ведутся на их громкие лозунги. Вообще процент мусульман, которые поддерживают радикальные настроения, крайне мал. Просто говорят о них постоянно и много, поэтому и кажется, что они – это и есть все мусульмане. Но абсолютное большинство верующих выступает против радикализма. Из-за того, что часто люди не понимают сути происходящего, они начинают путать религию и политические процессы. Я не говорю, что нужно игнорировать вопрос религии, как раз наоборот. Изучать религию необходимо для того, чтобы уметь отделять правду от лжи, чтобы эффективнее бороться с радикализмом. И делать это нужно по учению религии, а не по трактовкам отдельных людей, которые вызваны теми или иными мотивами. На что опирается ислам? Коран, Священная Книга мусульман, и жизнеописание пророка Мухаммада – это основа основ. В них четко выражены все важные вопросы из разных сфер жизни человека: вопросы веры и религиозной практики, отношения с самим собой и с другими людьми. Третий важный институт, который принимает решения – это совет мусульманских ученых. Они выносят решения (фетвы) по тем спорным религиозным, политическим и бытовым вопросам, на которых нет прямых указаний в Коране и в жизни пророка. И здесь действует плюрализм взглядов. У ученых могут быть разные точки зрения на один и тот же вопрос, и фетвы они могут выносить разные. Если одна группа ученых сказала, что «Кока-кола» - это плохо, а другая, что «Кока-кола» - это хорошо, то оба эти мнения имеют место быть. И каждый отдельный верующий уже сам для себя выбирает, что подходит конкретно ему. Религия и демократия Главными ценностями в исламе, с самого начала пророчества Мухаммада, являются справедливость и соблюдение прав человека. Т.е. ислам призывает к демократическому строю в обществе, и пророк Мухаммад построил именно такое общество, в котором царили справедливость, равенство всех перед законом, соблюдались права и свободы человека. Первая в мире конституция, в которой прописывались демократические ценности, была написана им. Кто-то может спросить: «Почему же тогда сейчас в некоторых арабских странах нет никакой демократии?» Мы привыкли думать, что в арабских странах политика строится на исламских принципах, хотя в наше время это далеко не так. Тем более важно помнить, что арабы составляют всего 8-10% от числа полуторамиллиарда мусульман. Большая часть мусульман живет за пределами Ближнего Востока. В Индонезии, самой большой мусульманской стране в мире, - демократия. В Пакистане, второй по величине мусульманской стране – демократия. В Малайзии, в Турции – демократия. Будет заблуждением считать, что религия и демократия – это два несовместимых понятия. Взять, например, Америку. Если кто-то думает, что религия и государство полностью независимы друг от друга, то это не так. США является одной из наиболее верующих стран в мире. Можно смело сказать, что религия в жизни американцев играет большую роль, чем, например, в Иране. При этом сама политика государства направлена на диалог с разными конфессиями. Для написании текста использовались цитаты из выступлений автора в разных СМИ и из его книги «Нет бога кроме Бога».