Найти тему

Ценнейший товар в России XVI-XVII вв

Московский монетный двор. Денга из клада. Экспонируется на выставке "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода".
Московский монетный двор. Денга из клада. Экспонируется на выставке "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода".

От денежной реформы Елены Глинской, проведенной в годы малолетства Ивана IV, перейдем к той роли, что играли деньги в России XVI в.

Как известно, вплоть до середины XVIII века в России не существовало собственной промышленной добычи серебра и золота. Их закупали в Европе. В слитках и проволоке драгоценных металлов завозилось не так много, как требовалось для чеканки царской монеты. Поэтому в переплавку шли и серебряные западноевропейские монеты – талеры, или, по-русски, ефимки. Свободного хождения талеров практически не было. В качестве монеты, а не товара, они были удобны лишь в пограничных торговых городах.

Как пишет А.С. Мельникова в книге «Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого»: «В Уставной таможенной грамоте 1571 г. о «взимании в Великом Новегороде на Торговой стороне в государеве опричнине всяких пошлин» указывается, что при покупке … «серебро немецкое, ефимки и пол’ефимки, и всякие немецкие денги, корки серебряные с немецкими клеймы» или при обмене его на товары необходимо «то серебро» предъявлять таможенникам для уплаты таможенной пошлины «на государя»; за уклонение от уплаты серебро подлежало конфискации с уплатой сверх того таможенной пошлины и … штрафа.

Новгородский монетный двор. Копейка из клада. Экспонируется на выставке "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода".
Новгородский монетный двор. Копейка из клада. Экспонируется на выставке "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода".

Каждый человек, имеющий серебро, будь то русский или иностранец, мог переплавить его на денежном дворе в монеты. Как товар талер в XVI в. стоил 36-36,5 копейки. А после передела на денежном дворе заказчик получал уже 38-38,5 копеек. То есть переплавка серебра в русскую монету была выгоднее ее прямой продажи. Таким образом в России, не имевшей собственных разведанных залежей серебра, шло насыщение рынка национальными платежными средствами.

Иноземные торговые гости извлекали большие выгоды. Они продавали талеры как товар и меняли их на русскую продукцию (пушнину, лесные товары, поташ, пеньку, воск, сало, лен), которая затем с большой выгодой реализовывалась на европейских рынках.

Но и русские купцы не оставались внакладе. Они извлекали прибыль из колебания рыночной стоимости ефимков. «Торговая книга называет рыночную цену в Нарве (Ругодиве), где в 60-70 гг XVI в. сосредоточилась торговля серебром: «На Ругодиве со всех земель с Немецкими людми и за товар ходят, по 3 ефимка емлют за московский рубль». Т.е. покупали один талер по 33 копейки.

Сходная денежно-рыночная ситуация сохранилась и во время царствования Бориса Годунова (1598-1605). Наемник Жак Маржерет, служивший сначала Годунову, а потом и Лжедмитрию, в своей книге «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» написал, что «Россия есть государство весьма богатое. Не высылая денег за границу, но ежегодно скупая оныя, россияне платят иноземцам обыкновенно товарами… Сверх того россияне променивают иностранцам поташ, льняное семя, пряжу, не покупая ничего от них на чистыя деньги. Даже сам царь серебром платит только тогда, когда сумма не превышает 4 или 5 тысяч рублей; обыкновенно же пушным товаром или воском».

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.