Найти тему
Интересно о Москве

Почему в Москве не прижились двухэтажные троллейбусы?

Экзотика общественного транспорта – двухэтажные троллейбусы – колесили по Москве достаточно долго – с 1937 по 1953 годы.

Почему они исчезли с городских улиц и с какими трудностями пришлось столкнуться при их эксплуатации, вы узнаете из этой статьи.
Двухэтажный троллейбус в Москве
Двухэтажный троллейбус в Москве

Интересно, что появлению троллейбусов в столице мы обязаны Никите Сергеевичу Хрущеву. Почему же городу понадобились эти машины, если к тому времени уже существовала широкая сеть трамвайный линий?

Дело в том, что в Москве в то время вовсю началась реконструкция и рельсовые пути мешали расширению улиц. Имевшиеся тогда автобусы тоже не могли полностью решить задачу из-за своей малой вместимости (например, ЗиС-8 перевозил только 20 человек), а потому обратили внимание именно на троллейбусы.

Первую троллейбусную линию запустили в Москве в 1933 году между площадью Тверской заставы и Белорусским вокзалом.

Москвичам понравилась новинка. Что там говорить, в салоне разместили мягкие сидения, в холодную погоду работали обогреватели, а поверху оборудовали сетки для малогабаритного багажа. Вскоре вторая линия – конечным пунктом которой стало Дорогомилово – появилась уже на Старом Арбате, придя на смену трамваю. И понеслось!

Всё было неплохо с новым видом транспортом, но вскоре выяснилось, что он все же уступает в эффективности пассажироперевозок старенькому трамваю. И опять же Хрущев подкидывает идею о приобретении двухэтажного троллейбуса в Англии, который должен был решить эту проблему.

Погрузка двухэтажного троллейбуса
Погрузка двухэтажного троллейбуса

Трудности с новым транспортом начались сразу!

На корабле троллейбус доставили в Ленинград, но отправить его в Москву железнодорожным транспортом не представлялось возможным из-за чрезмерных габаритов. Пришлось на сцепке с грузовиком отбуксировать его сначала в Тверь, а затем уже на барже в столицу по уже существовавшему каналу имени Москвы.

На этом проблемы не закончились!

Одноэтажные троллейбусы в Москве уже эксплуатировались и, соответственно, под них подогнали высоту до контактной сети. Двухэтажный в эти габариты не вписывался и пришлось ее поднимать … на метр.

Первой реконструировали трассу от Речного вокзала до Охотного ряда. Это сразу же создало трудности для традиционных троллейбусов, т.к. они теперь будто «висели» на проводах: чуть влево-вправо и штанги слетали с контактной линии.

ЯТБ-1 и АЕG-664Т у Ржев­ского вок­зала
ЯТБ-1 и АЕG-664Т у Ржев­ского вок­зала

Но и это оказалось не последним препоном!

В действительности, двухэтажные троллейбусы оказались не такими уж вместительными из-за определенных требований к их эксплуатации. Так, было запрещено находиться большому количеству пассажиров на втором этаже во избежание смещения центра тяжести кверху и угрозы опрокидывания машины (к счастью, таких случаев в Москве зафиксировано не было).

Решили эту задачу с помощью … второго кондуктора, в задачи которого, кроме обилечивания, входил пропуск людей наверх только при наличии свободных сидячих мест.

Троллейбус фирмы English Electric Company (EEC) в Москве
Троллейбус фирмы English Electric Company (EEC) в Москве
Таким образом, огромный троллейбус мог перевозить до 100 пассажиров. Сравните, у самого распространенного в советское время одноэтажного «старичка» ЗиУ-682 пассажировместимость была … 126 человек.

Из-за множества проблем, московские транспортники были не в восторге от новинки, но: партия сказала – надо, рабочий класс ответил – есть!

После всех городских испытаний английскую машину отправили в Ярославль, где ее разобрали «на винтики» и составили техдокументацию для производства. Уже в 1939 с конвейера сошло 10 двухэтажных троллейбусов. Аналог оказался так себе и с массой почти на 1,5 тонны больше.

Советский двухэтажный троллейбус ЯТБ-3
Советский двухэтажный троллейбус ЯТБ-3

Экзотический транспорт проработал на части линий Москвы вплоть до 1953 года, но развития не получил. Ставка была сделана на одноэтажные машины из-за меньших эксплуатационных расходов.

Последняя точка в истории двухэтажных троллейбусов в Москве был поставлена, когда в начале 1950-х в городе отменили зональную систему оплаты проезда и начали заменять привычных кондукторов на ящики-кассы по приему платежей. Следить за количеством пассажиров на втором уровне было уже некому, что могло привести к трагедии.

Так и ушли они тихо с городских московских улиц …

-6

Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Читайте и смотрите на нашем канале:
Московский троллейбус: история в фотографиях
От конки до "Витязя": эволюция московского трамвая в фотографиях
Московский автобус: история в фотографиях
Самая дорогая авария в Москве. Столица бьет рекорды!