Найти тему

Живописный факт: "декадентский мусор" Матисса с причинными местами

«Танец» Анри Матисс, 1910 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Танец» Анри Матисс, 1910 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Известный московский коллекционер и любитель французской живописи Сергей Щукин посетил Анри Матисса в его мастерской и заказал несколько панно для своего особняка. Коллекционеру хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца, поэтому Матисс, известный не только как живописец, но и как поклонник оперы и балета, сразу же дал свое согласие.

В работе Матисс упростил фигуры до схематичности, показал линии, работал широкой кистью, отказавшись от теней и используя открытые насыщенные цвета. То есть все, что так ценили и совершенствовали живописцы-предшественники, художник просто проигнорировал. Своей задачей он поставил запечатление момента, самой сути танца, чего и добился, показав узнаваемый почерк.

Перед тем как отправить картину в Россию Сергею Щукину, Анри Матисс решил представить ее на Осенней выставке в Гран-Пале в 1910 году, чем и вывел из душевного равновесия достопочтенную публику. Французские критики описали работу "дикой", таким образом дав название новому направлению – фовизму (фр. Fauve – дикий). Художника обвинили не только в том, что он не удосужился как следует написать людей, но также в том, что прописал им причинные места.

Зная кто является заказчиком картины и где она впоследствии будет висеть, посетители Осенней выставки окрестили Сергея Щукина собирателем декадентского мусора и просто сумасшедшим. Такое давление общественности испугало коллекционера и он отказался принять полотно. Одна через несколько дней, видимо проведенных в серьезным раздумьях, Щукин все же послал Матиссу телеграмму с извинениями и просьбой все же отправить панно в Москву. Правда, также он попросил художника по возможности все же прикрыть чем-нибудь неприличные места у танцоров. Но Сергею Щукину не пришлось долго смотреть на панно в своем особняке, поскольку в 1917 году он, как и многие другие, был вынужден был навсегда покинуть Москву, оставив свою коллекцию.

На рубеже 19-20 веков все художники экспериментировали, но даже среди них Анри Матисс вызывал шок у публики, что никак не мешало ему постоянно брать заказы и стать признанным гением еще при жизни.