12.4 ВОЛГОГРАД, АСТРАХАНЬ
К утру следующего дня наш пароход прибыл в славный город Волгоград. Город, название которого отразило все политические завихрения современной истории России. С 1589 по 1925 год носил название Цари́цын. Это три с половиной века! Была знаменитая оборона Царицына 1918 – 1920 гг..
После смерти Ленина и с приходом к власти Сталина городу в 1925 году в качестве имени присвоили партийную кличку вождя — Сталингра́д. Он стал знаменит из-за Сталинградской битвы, городом-героем.
После смерти Сталина в 1953 году началось возвышение будущего главы СССР Хрущева, выступившего на XX съезде КПСС в 1956 году с речью «О культе личности и его последствиях», с которой начался процесс десталинизации. В ходе этого процесса многие памятники Сталину были снесены, все названные в его честь объекты были переименованы. В том числе 10 ноября 1961 года Сталинград был переименован в Волгоград. Оставили, правда, название Сталинградской битвы.
Новое имя обосновали существованием когда-то волжского торгового пути и волгодонского переволока. В междуречье стали пересекаться три торговых пути с севера на юг: Дон, Волга, Ахтуба и путь с востока на запад — самая северная тропа Великого шелкового пути, и этот фактор удобного торгового расположения был использован в 1260 году при закладке столицы Золотой Орды Сарай-Берке (в 60 км от Волгограда).
В период 1585—1590 годы воеводой Григорием Засекиным были основаны ряд уже постоянных крепостей с гарнизонами 100—150 человек: Царицын, Самара и Саратов. 2 июля 1589 года считается днём основания Волгограда.
Волгодонской регион до 1750-х годов был буферной зоной между мирными губерниями Российской Империи севернее Воронежа и кочевьями и ханствами кавказского и среднеазиатского региона. После отмены крепостного права в 1861 году начался стремительный рост промышленности города,
В советское время в промышленных районах города с 1928 года были построены ГРЭС (1929), Сталинградский тракторный завод (1930), Судоверфь (1931), Метизный завод (1932)
Тракторный завод был спроектирован по американскому проекту. Запуск завода помогали осуществлять американские специалисты. Первым трактором завода стал СТЗ-1 (лицензионная копия американского трактора 1930-х годов), затем запустили в производство полностью отечественные модели: трактор СТЗ-5-НАТИ (1935) и легенду советского танкостроения танк Т-34 (1940).
На рубеже 1942—1943 годов произошла Сталинградская битва. Эта победа стала первой после череды поражений 1941-42 года и переломной в войне. В результате боев город потерял 90,5 % жилого фонда.
После войны началось возрождение города. Восстановлен тракторный завод, расчищен и отстроен центр города. Город вытянулся вдоль Волги на 60 км. Центральная набережная перестроена по-другому, гораздо более монументальному проекту в стиле сталинского ампира, став одной из самых красивых волжских набережных.
Экскурсия по городу предусматривала осмотр мест героической обороны во время войны. Главными объектами были дом Павлова и скульптурная композиция танцующих детей, оставленные в том же виде.
Позднее в память о Сталинградской битве были построены мемориальный комплекс Мамаев Курган (1967) и музей «Обороны Царицына-Сталинграда» с панорамой Сталинградской битвы (1984) – круглое здание за домом Павлова. Скульптуры детского хоровода на фоне горящего города реставрировали.
Южнее Волгограда начинается Во́лго-Донско́й судоходный канал имени В. И. Ле́нина — канал, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения на волгодонском перешейке. Он стал ключевым звеном единой глубоководной транспортной системы европейской части России от Балтики до Черного и Каспийского морей..
Первую попытку соединить в этом месте Волгу и Дон историки относят к середине XVI века. Эту идею мечтал осуществить в 1569 году турецкий султан Селим II. Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. Всего до 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны вернулось к вопросу создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х годов. Реализовать его помешала война. Работы возобновились по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил сначала Сергей Жук, под руководством которого строился Беломорско-Балтийский канал и канал Москва — Волга, а затем Карп Павлов — бывший начальник «Дальстроя». Все эти объекты с этими руководителями строили ЗеКи. ГУЛАГа Естественно, что и данный канал строил тот же контингент.
Но время было другое. Мы уже были победителями, поэтому канал строился, как символ мощи нашей страны, дорогим и помпезным. Все шлюзы оформлялись в виде триумфальных арок. В начале канала у города Волгодонска стоял огромный памятник Ленину. На другом конце канала у Кумача - такой же, но Сталину
Наш путь лежал к конечной остановке – городу Астрахани. Но неожиданно для всех устроители круиза устроили всем подарок. Между Волгоградом и Астраханью пароход причалил к маленькому причалу. Нас выпустили на берег, где располагалось совхозное поле арбузов. Нам дали ножи и разрешили срезать и есть любые арбузы. Но с собой брать не разрешили. Такого обжорства я еще не видел. Народ сначала налетел, как с голодухи. Но, много ли может съесть арбузов один человек? Ну, один. Ну. два. И все! А дальше – забег в кусты. Но все равно, остановка как-то сняла внутреннее напряжение, раскрепостила людей. Люди, заметно уставшие от плавания в замкнутом пространстве корабля, почувствовав под ногами твердую землю, стали заметно веселее и добрее. А перцовка в тот день была слаще.
Но вот мы приткнулись к причалу Астрахани. Сказать, что Астрахань стоит на берегу Каспийского моря – большая натяжка. Город располагается в верхней части дельты Волги, на 11 островах Прикаспийской низменности в 80 км от моря. После Астрахани Волга разделяется на три основных потока и множество мелких. Причем судоходным является не сама Волга, а ее правый поток река Бахтемир и выходящий суда на морскую глубину длинный канал.
Предполагается, что город возник примерно во второй половине XIII века, когда «правящая верхушка» Золотой Орды приняла новую религию — ислам. Находясь на пересечении торговых путей, город быстро стал центром торговли Золотой Орды. В 1395 году к городу подошли войска Тимура. Тимур почти без сопротивления взял город и отдал его войскам на разграбление, затем поджёг его и разрушил.
Город был вновь отстроен с образованием Астраханского ханства в 1459 году и стал его столицей.
В 1552 году к власти в Астраханском ханстве приходит враждебно настроенный к Руси крымский ставленник, хан Ямгурчей. Иван Грозный весной 1556 года послал туда свои войска, в результате чего ханство было ликвидировано, а территория его была включена в состав России. Русская Астрахань стала для Московского царства не только мощным военным форпостом на юго-востоке, но и главными торговыми «воротами» в Азию.
Интенсивная колонизация астраханского края русскими началась с XVIII века. Указом Петра I 1717 года была образована Астраханская губерния,
Летом 1942 года гитлеровские войска подходили к Астрахани на расстояние 100-150 км, но дальше не продвинулись.
Прогулки по Астрахани закончились на центральном рынке. Я пытался где-нибудь купить черной икры. Но оказалось, что ее продажа была запрещена законом. Мне посоветовали обратиться к рыночным продавцам свежей рыбы, скромно сидящим перед своим чахлым на вид товаром. Один из них, найдя по моему внешнему виду, что я не подхожу ни к милиции, ни к рыбнадзору, сказал, что в принципе икру купить можно, но в городе ее нет. Надо ехать в плавни на тайные стоянки браконьеров. На такую поездку требовалось часа три, но у нас в скорости отходил пароход. Пришлось отказаться. С расстройства мы купили огромный астраханский арбуз весом 15 кг. До парохода мы несли его по-очереди, а ели его два дня.
Так была достигнута цель нашего круиза. На обратном пути мы преимущественно плыли без заходов в города. Сентябрь подходил к концу. В верховьях Волги шли постоянные дожди, было скучно. Единственно, что помогало нам немного развлечься и сохранить себя от простуды была перцовка. Слава богу, ее запасов хватило на все путешествие.