Найти тему
Портал "Вверх"

#Яесть: Преследователь, спаситель, жертва: кто в этом треугольнике вы?

«Треугольник Карпмана» —самая распространенная модель взаимоотношений между людьми

Неделю назад мы с вами говорили о манипуляции – такой простой бытовой штуке, которой пользуются вся и все. Только не все в этом сознаются. Я даже опрос в «ВКонтакте» выложила, чтобы узнать, кто из моих друзей и подписчиков признаются как на духу. Не могу сказать, что результаты сильно удивили. Почти шестьдесят процентов чисты аки агнцы. Ну, или просто не осознают свои модели поведения. Со своей экспертной обывательской точки зрения могу сказать, что некоторые из них бегают по кругу. Точнее по треугольнику.

«Треугольник Карпмана» —самая распространенная модель взаимоотношений между людьми. Впервые описал ее представитель транзактного анализа Стивен Карпман еще в 1968 году. Модель включает в себя три роли – Жертву, Тирана и Спасателя. Все они взаимосвязаны и друг без друга существовать не могут.

Возьмите классику жанра – любой боевик. Там обязательно есть угнетаемые неким жутким персонажем, но в последний момент с небес спускается герой (весь в белом или в трусах поверх трико), наказывает зло и спасает несчастных. Аж скупая слеза скатывается по моей щеке от сей душещипательной картинки...

В жизни все выглядит по-другому. Помните чудный фильм «Покровские ворота»? (Между нами: это энциклопедия по манипуляции.)

Маргарита Павловна Хоботова – яркая и неоднозначная, (равно как и ее первый муж). Какие диалоги, какие повороты, какие искусные переходы из роли в роль в «треугольнике».

То она спасает Льва Евгеньевича от него самого, то бросается в бой, чтобы нанести ему же непоправимую пользу, то прикидывается немощной и слабой, дабы склонить на свою сторону несогласных.

Пишу эти строки и вспоминаю свою недолгую семейную жизнь. А че – у меня не хуже было, чем в кино. Только теперь это улыбает, а тогда было ой-ой-ой. Хорошая новость или не очень заключается в том, что человек редко находится в какой-то одной из ролей. За время существования в «треугольнике» он виртуозно учится играть то одну, то другую, хотя, конечно же, есть более и менее любимые.

Моя «Жертва» страдала  стойко. Она не ныла и такую слабость как слезы просто себе не позволяла. «Жертва» свято верила, что придет Спасатель и наконец-то случится счастье. Но Спасатель почему-то не приходил. «Жертва» уставала быть собой, пряталась в тени, на сцену выходил «Тиран». От него скрывались все, даже комары переставали жужжать. Кто не спрятался, у того карма не очень.

Самым прекрасным, на мой взгляд, был «Спасатель». Сколько он воевал, защищая убогих и несчастных! Последних становилось все больше и больше, им требовалось покровительство и опора. Мне было не жалко! Воевать за правое дело – вот оно, счастье. Но счастье так и не пришло.

Игра построена по очень простому принципу. Жертва провоцирует окружающих, чтобы кто-то взял на себя роль Тирана.

Либо же Тиран находит в чем-либо повинную Жертву и начинает ее преследовать. Задача Жертвы доказать, что виноваты все, и пытается найти своего Спасателя. Последний бы рад помочь Жертве и уберечь ее от Тирана, только вот Жертве этого не нужно. Это же игра в спасение. Уже узнали себя?

У каждой из ролей своя правда. Вот что говорит сам Карпман: «Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей».

И вот тут должен возникнуть волшебный вопрос –  нахуа зачем нам все это нужно? Для чего все-так усложнять, неужто других проблем нет? Ответ банален, как и многое в этом мире. Каждый раз, когда мы оказываемся в «треугольнике», мы на самом деле реализуем свои вторичные выгоды, бонусы от поведения, которые не можем получить просто так. (Привет, психотерапия!) По простому: Жертва хочет внимания и сочувствия, Тиран борется за какую-то ему известную правду, Спасатель спасает и жаждет восхищения. Плохая новость – снаружи этого в полной мере не получить. Поэтому шоу маст гоу он.

Где выход? Обычно там же, где и вход. Если вы не знаете, как выйти из стресса, не надо туда заходить. Первый шаг, как всегда, осознание своей любимой роли и переходы. Процесс не быстрый, но  того стоит. За пределами «треугольника» открывается целый мир. Как вы думаете, чем он интересен? Есть в нем для вас место?

Иногда возвращающаяся в «треугольник Карпмана» Татьяна Павлова, она же #ВашКоучПоЖизн