Как бы пафосно это не звучало, но именно арифметический счет является залогом правильных некоторых решений человека. Это не только умение производить четыре базовых арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, но благодаря этому в детстве формируются определенные способности, которые потом легко переносятся на другие объекты - комбинировать (разделять и совмещать), подбирать подобные, выделять признаки, округлять и оценивать количество, сокращать и многое другое. Удивительно, но именно простой арифметический счет является великолепным инструментом для развития и поддержания уровня интеллекта.
Поэтому в Китае, Японии, Сингапуре, Индии, США и других странах ввели специальный предмет – ментальная арифметика в государственную общеобразовательную систему.
В России ментальная арифметика за несколько лет стала популярным предметом дополнительного образования. Только изредка этот предмет можно встретить в школьных учреждениях благодаря продвинутым директорам. И все же родителей, особенно младших школьников, достаточно остро волнует вопрос о том, не будет ли необычная система вычислений помехой на уроках математики.
Начнем с того, что к младшим школьникам всегда предъявляют повышенные требования – по оформлению, почерку, ответам и т.п. Ученик должен научиться соблюдать требования школьной системы. За некорректную запись или плохой почерк снижают оценки. Поэтому, конечно, если ребенок до школы научился делать вычисления иным способом и не желает переходить на другую систему счета, ему обязательно необходимо рассказать о правилах и требованиях к оформлению записей, обратить внимание на требование учителя к оформлению задания.
Разберемся подробнее с самой системой счета. Счеты абакус своим способом счета не настолько сложны, насколько кажутся на первый взгляд. В начальной школе (а сейчас уже и дошкольники) обучаются традиционному порядковому счету. Методик обучения несколько и самые распространенные из них – пальчиковая, количественная и линейная. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.
Благодаря пальчиковой системе счета дети легче запоминают соотнесение абстрактной величины (цифры) с конкретным количеством (пальцами рук). При помощи пальцев хорошо показывать состав любого числа. Но эта методика имеет самый главный недостаток в том, что ребенок запоминает плавное движение (пересчет) пальцев, тяжело переходит к вычислению в уме. Из-за этого мы можем видеть даже взрослых, считающих по пальцам.
Количественная методика – это основа школьной математики, когда задания, примеры и задачи связаны с количеством каких-либо предметов, знакомых ребенку – мячи, яблоки и т.п. Ученик начинает воображать действия с этими предметами, постигая арифметику. Недостаток этой методики в том, что она ориентирована на детей с хорошим воображением и неэффективна при операциях на больших цифрах. Обучившись такому способу, ребенок будет бояться больших цифр, так как они у него будут ассоциироваться с большим количеством предметов.
В последнее время все чаще стали применять линейную методику, когда цифры представляются расположенными на линейке. Она особенно эффективна для закрепления порядка цифр и обучения переходу на следующий десяток. Но, также как и с количественной методикой, возникает проблема в обучении с многозначными числами – они кажутся далекими и пугающими для ребенка. Состав любого числа объяснить таким способом достаточно сложно.
Страх операций с многозначными цифрами и с большим количеством слагаемых остается у некоторых на протяжении всей жизни. А разложение числа на составные числа или состав числа, которые изучают в первом классе, носит абстрактный характер и у большинства учеников не используется в дальнейшем вообще.
В отличие от традиционных методик система счета на счетах (в том числе на русских) достаточно наглядна и конечна. Даже большие числа и примеры с многозначными числами - это обозримое и понятное количество косточек. А состав числа формируется наглядным образом – количеством косточек. В этом и кроется секрет быстрых вычислений и удобство использования.
Конечно, дети, которые обучились подобной системе счета, с такой неохотой выполняют действия традиционным способом. Попробуйте заставить ребенка выполнять любое неудобное действие, когда он знает более простой способ.
Но знание более быстрого и легкого способа не должно ограничивать дальнейшее познание ребенка. Ребенок должен уметь решать поставленную задачу (в данном случае, производить арифметические действия) различными способами. Так, например, при решении некоторых задач в школьной системе предполагается несколько вариантов решений.
Более того, для того, чтобы ориентироваться в различных единицах измерений массы, длины, времени, необходимо уметь быстро переводить данные в более крупные или мелкие величины. Это вторая глобальная проблема, с которой сталкиваются ученики младших классов и их родители. Слишком мало времени дается на закрепление переводческого навыка. В то же время на уроках ментальной арифметики с первых занятий вводятся обозначения цифр через определенный набор косточек. И ребенок привыкает постоянно осуществлять перевод из одной системы – визуальной картинки, в другую - цифровую. При этом тренировка происходит на самом любимом всеми учениками задании – флеш-картах – скоростном показе нескольких карточек, совмещая тренировку концентрации, реакции, скорости мышления.
Таким образом, счет на абакусе – это всего лишь один из способов вычислений. Не рекомендуется изучать его в один момент с обучением порядковому счету, особенно в первые месяцы первого класса. Так как это обучение будет похоже на одновременное обучение двум иностранным языкам. Когда ребенок путается в системах счета (например, при занятиях до школы ментальной арифметикой) – это не ошибка в методике ментальной арифметики, это начало его обучения оформлению задач, примеров и соблюдению требований школьной системы. Просто начинающий (не знающий счета) ученик воспринимает требования как данность, а ученик, умеющий вычислять на абакусе зная, более простые способы и, естественно, будет стремиться эти требования обойти.
Но если вы считаете, что школьная математика – это эталон методики формирования арифметического счета, обратите внимание на следующий факт. При обучении арифметическому счету многозначных в школе обучают сложению и вычитанию в столбик, начиная с правой цифры (наименьшего разряда), хотя этот способ совершенно неэффективен с практической точки зрения. Единожды научившись считать таким способом, любой человек с огромным трудом производит вычисления даже элементарно двузначных чисел, потому что перед его глазами эти числа располагаются в столбик. Попробуйте сложить 237 и 148, не представляя действия в столбик. А умножить? А вот вычисления на абакусе производятся слева направо, что предварительно дает возможность оценить полученное число.
Конечно, этот способ в школах представляется для того, чтобы обучить переходу на следующий разряд, но далее как бы предполагается, что ребенок должен сам обучиться устному быстрому счету. Почему предполагается? Потому что способы арифметического счета остаются практически прежними, а требования к произведению вычислений возрастают. В школах давно активно практикуются так называемые математические диктанты – огромная проблема детей, которые очень старательные, но медленные по своему темпераменту. Напомним, что математические диктанты предполагают быструю запись ответа на такие задания, как: арифметический счет, перевод единиц измерения и небольшие задачи.
Огромное преимущество ментальной арифметики, что она развивает именно скорость мышления. Ни один школьный предмет не может так постоянно тренировать скорость, концентрацию, внимание, мышление и память одновременно. Потому что основная функция школьных предметов – дать информацию и проверить ее усвоение. И даже если ребенок замечательно усвоил предмет, элементарно, он может просто не успевать отвечать на быстро задаваемые вопросы в контрольных, срезах, диктантах, ВПР и т.п.
В настоящее время проблема с плохим арифметическим счетом настолько остро встала, что в некоторых школах в девятых классах перед подготовкой к ОГЭ вводят дополнительные часы конкретно для отработки арифметического счета, так как дети даже при правильном решении производят неправильные вычисления, что приводит к неудовлетворительным результатам.
Получается, что в то время, как преподавателя возмущает, что один ребенок посчитал пример в уме по-другому способу, но абсолютно правильно, остальная часть класса в лучшем случае продолжает считать на пальцах.
Для того, чтобы ребенок умел объяснять различные способы вычислений – будь то на абакусе или традиционным школьным способом, с ним необходимо проговаривать производимые действия. Ученик обязан соблюдать требования школьной системы – правила написания и оформления примеров порядкового счета, так как это стандарты. Но это совершенно не значит, что, если он уже производит вычисления в уме быстрее и иначе, он должен переучиваться.
Текст: Анна Юрьевна Невмержицкая