Представьте: звонит бухгалтер и говорит, что зарплату сотрудникам придётся задержать. Недели на три. Потому что оплатили все налоги и денег на счетах нет. Всё, можно паниковать – у вас случился кассовый разрыв. Или нет, не паникуйте. Сейчас мы расскажем, как предотвратить или устранить кассовые разрывы в вашем бизнесе.
Причины возникновения кассового разрыва
Основные причины кассовых разрывов:
- Неверное управление движением денежных средств (ДДС), ошибки в планировании и распределении финансов.
- Невыгодные сделки и инвестиции.
- Дебиторская задолженность.
- Внешние факторы: экономические санкции, изменение законодательства, банковские проверки транзакций на счетах предприятия.
- Незапланированные траты (например, ремонт оборудования)
- У организации нет резервного фонда
Во избежание кассового разрыва необходимо контролировать не только приход денежных средств и остаток по счёту, но ежедневно фиксировать расходы предприятия и стараться их снижать.
Формула расчёта остатка денежных средств
Составьте сами или попросите вашего бухгалтера составить финансовый отчёт. В отчёте необходимо отразить все поступления на счёт за определённый период, количество контрагентов, указать как часто остаток по счёту приближается к нулевому значению, расписать плановые и внеплановые расходы.
Для расчёта остатка в конце рабочего дня используйте следующую формулу:
ДС + ПД – ПП = ОДС, где ДС – остаток на начало рабочего дня, ПД – приходные операции, ПП – расчётные операции, ОДС – остаток в конце рабочего дня.
Если ОДС получился с минусовым значением, у нас плохие новости: это кассовый разрыв.
Лайфхак: как предотвратить кассовый разрыв
Единственный способ избежать кассовых разрывов – контролировать доходы и расходы предприятия и снижать издержки.
Если у вас микробизнес, то для финансового контроля достаточно будет вести платёжный календарь в Excel. Чтобы разработать свой календарь платежей, составьте список статей, по которым идёт движение денег (прибыль, налоги, фонда оплаты труды и тд). Разбейте все приходы и расходы по статьям.
Затем расставьте приоритеты. Что для вас важнее: купить новое оборудование или опробовать новый рекламный канал?
Для непостоянных или незначимых статей расхода установите лимит. Сформируйте финансовый резерв.
Для более крупных организаций есть специальные приложения и программы для финансового планирования. Например, «План Факт» или «1С: УФН».
Выходим из кассового разрыва в три шага
И всё же это случилось! Сохраняйте спокойствие. У нас есть план действий.
Шаг 1. Выяснить, сколько нужно оборотных средств для нормальной работы предприятия
Все деньги компании условно делятся на 3 части: основные фонды (это средства труда – от мебели до станков), оборотные средства (средства, необходимые для поддержания работы предприятия), прибыль (доход предприятия, который образуется, если все операционные процессы отлажены).
Кассовый разрыв возникает в оборотных средствах. Чтобы рассчитать, сколько именно вам необходимо оборотных средств, для начала нужно выяснить, сколько составляют косвенные и прямые затраты.
Таблица для расчёта прямых затрат
Таблица для расчёта косвенных затрат
Теперь можно рассчитать необходимое количество оборотных средств по формулам:
Плановый объем ОС = Прямые затраты + Косвенные затраты.
Фактический объем ОС = Складские запасы + Незавершенное производство + Готовая продукция.
Шаг 2. Восполнить недостаток оборотных средств
Этот процесс может занять от трёх до шести месяцев, в зависимости от величины кассового разрыва. Для начала проанализируйте вашу задолженность. Вынесите эти суммы в отдельную таблицу. Договоритесь с контрагентами о заморозке долга на 3-6 месяцев. Текущие поставки оплачивайте в момент приёма.
Для восстановления оборотных средств по возможности оптимизируйте все рабочие процессы: сократите сроки изготовления и поставки продукции, ищите более выгодных поставщиков, работайте с дебиторской задолженностью. Если это не грозит потерей клиентов, переведите их на предоплату. С новыми клиентами работайте только по предоплате. Оптимизируйте затраты.
Шаг 3. Устранить последствия
Когда вы восстановили фонд оборотных средств, начинайте устранять последствия кассового разрыва. Для начала выплатите задолженность контрагентам, с которыми вы договорились о заморозке ваших долгов. Погашайте задолженность по кредитам и займам.
Если информация была полезной, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ, так вы не пропустите новое и важное!
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ
на любой заказ из нашего каталога по промокоду "Я С Дзена"
Звони 8-800-555-04-58