В конце 2017 года специалисты консалтинговой компании RB Partners Group выпустили отчет, в котором предположили, что финтех-стартапы станут одним из основных трендов для российских венчурных инвесторов и корпоративных акселераторов. Сбылись ли их прогнозы, и как сейчас развивается ситуация в плане взаимодействия венчурного капитала с участниками финансового рынка? Об этом порталу Finversia.ru рассказала Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS (организатор – Российская венчурная компания, РВК).
– Екатерина, насколько сегодня финансовый сектор интересен для венчурных инвесторов? Можно ли как-то в цифрах охарактеризовать меру участия венчуров в сегменте финтеха, инвесттеха, регтеха и так далее? Какова динамика развития соответствующего направления деятельности?
– Прошлый год стал очень показательным с точки зрения развития финтех-отрасли: рост инвестиций здесь составил более $30 млрд, почти вдвое превысив показатели 2017 года. Сегодня финтех является наиболее перспективным и быстрорастущим сегментом. По оценкам PwC, объем инвестиций в инновации в этой сфере в ближайшие 3-5 лет вырастет до $150 млрд. За последние годы на рынок вышло огромное число стартапов в сфере финансовых сервисов, например, по обслуживанию малого и среднего бизнеса, платформы по кредитованию предприятий.
Также интересны для инвестирования сервисы, связанные со страхованием (insurtech), продукты, которые упрощают бумажную работу, инструменты коммуникаций с потребителями. При этом речь идет, скорее, не о какой-то отдельной технологии как таковой (бигдата или блокчейн), а о целых наборах инструментов. Для неповоротливых банков покупка таких сервисов – прекрасная возможность быстро и недорого внедрить современные технологические решения.
– Каким критериям должен отвечать стартап для того, чтобы привлечь в проект венчурный капитал и внимание корпоративных партнеров? На какой стадии обычно происходит взаимодействие?
– Что касается венчурных фондов, то есть три главных критерия, на которые инвестор обращает внимание в первую очередь, впрочем, это не только в финтехе.
Первый критерий – быстрый рост. В зависимости от проекта и рынка показатели могут разниться, но важно помнить, что при оценке проектов ранней стадии основное внимание будет уделяться результатам каждого нового раунда финансирования, а не прибыльности. Второй критерий – стартап должен иметь в основе уникальную технологию, которую конкурентам было бы сложно скопировать. С третьим все просто – нужна опытная команда.
Если говорить про корпоративных партнеров, то для того, чтобы привлечь их внимание, стартап должен четко понимать, в какой этап производственной цепочки он может внедриться, и какой вклад он может предложить с точки зрения бизнеса – сократит издержки, увеличит прибыль, откроет новый рынок для сбыта и так далее. Часто крупные игроки идут по пути развития внутренних инноваций, то есть разрабатывают новые продукты силами собственных сотрудников. Поэтому для того, чтобы заказчик обратил внимание на тот или иной проект, ему нужно показать, какую конкретную задачу этот самый проект может решить. Для того, чтобы предложить свое решение, стартапу необходимо найти специалиста в компании, отвечающего за профильный департамент, либо участвовать в акселераторе, который соответствует его направленности.
– Хватает ли на рынке проектов, заслуживающих внимания? Приходится ли за них конкурировать с теми же банками, некоторые из которых стараются «прибрать к рукам» перспективные проекты? Есть ли конкуренция с другими инструментами, например, ICO, краудинвестинг и пр. Есть ли место на этом рынке бизнес-ангелам?
– Проектов много, так как отрасль достаточно широкая: она включает решения для различных организаций и не всегда только традиционно финансовых. Например, разработки в области верификации документов с помощью блокчейн, блокировки вредоносных ПО и биометрической защиты традиционно относятся к финтех рынку, однако могут применяться во множестве структур. Особенность современных финтех-проектов – далеко не все ищут инвестиции, а если ищут – то от очень сильных игроков, чаще всего они заинтересованы в пилотировании и интеграции своих разработок. Таким образом, бизнес-ангелы не самый востребованный инструмент финансирования, разве что только для совсем early-stage стартапов.
– Расскажите о наиболее успешных стартапах из сферы финрынка или его инфраструктуры. Что это за проекты?
– Среди наиболее сильных и перспективных участников акселерационных программ GenerationS можно выделить проекты Oz Forensics, FreshDoc и Cindicator.
Проект Oz Forensics нацелен на решение проблемы цифрового мошенничества. Он предусматривает сервисы для извлечения текстовой информации из паспортов, определения подлинности электронных документов, фотографий и биометрической идентификации. Технология все чаще применяется коммерческими компаниями и госорганами, решая задачу перевода услуг в цифровой формат и распознавания граждан по фотографиям или видео, а также отпечаткам пальцев или голосу.
Проект FreshDoc, используя технологию искусственного интеллекта, позволяет юридическим и физическим лицам самостоятельно и быстро создавать юридические документы в режиме онлайн. При этом сервис включает возможности коллективного пользования сотрудниками и автоматизации документооборота в компании.
Cindicator представляет технологию предиктивной аналитики в сфере грамотного управления капиталом, объединяя человеческий интеллект и модели машинного обучения. Такой подход позволяет принимать верные решения на финансовом рынке, снизив риск высокой неопределённости.
Можно также привести примеры успешных зарубежных проектов. Это, скажем, стартап Robinhood – приложение, которое позволяет торговать акциями компаний без комиссии за проведение сделок. Ежемесячно в сервисе регистрируется около 140 тысяч новых пользователей. А также проект Revolut. Он начинался как электронный кошелек с управлением через мобильное приложение. Пользователи получали возможность распоряжаться мультивалютным счетом сразу с тремя разными валютами. При этом конвертация происходила без комиссий, по форекc-курсу. Сегодня проект вырос в полноценный международный банковский сервис, который работает в Британии и ЕС, а также планирует выйти в Австралию, Японию, США, Россию. С 2019 году у компании есть банковская лицензия Европейского центрального банка.
– Примеры, которые вы приводите – Robinhood и Revolut, хоть и имеют международный статус, но основаны россиянами. Скажите, из каких отраслей компаниям может быть интересно выходить на зарубежные рынки? Какие российские стартапы пользуются популярностью за рубежом, только ли это финтех?
– Проекты практически из всех отраслей возможно масштабировать на зарубежных рынках. Все зависит от выбранной проектом стратегии и амбиций основателей. Отрасль скорее влияет на то, как быстро и на какой стадии нужно осуществлять международную экспансию. Например, «убер» сервисы лучше начинать с освоения локального рынка и масштабировать по мере роста, так как сначала таким проектам необходимо выстроить сетевую модель локально и протестировать модель на местном рынке.
А софт и мобильные приложения, наоборот, следует максимально быстро выводить за рубеж, так как Россия составляет всего 1% от мирового ИТ-рынка.
Тем более, что наша страна славится сильными разработчиками, поэтому ИТ-проекты, в особенности с использованием блокчейна и искусственного интеллекта пользуются доверием и популярностью. Это доказывает успех российского проекта Prisma и белорусского MSQRD. При этом важно учитывать, что некоторые рынки уже перенасыщены техническими решениями, например, Китай имеет много специфических технологий для ритейла. Компаниям из другой среды даже со зрелыми решениями адаптироваться к потребностям рынка будет сложно.
– Перечислите самые популярные страны, рынками которых больше всего интересуются российские компании?
– По результатам Global Entrepreneurship Monitor Россия относится к странам с очень небольшой долей компаний, имеющих потребителей за пределами страны. Порядка 97% ранних предпринимателей отметили, что ориентированы только на российский рынок. Небольшой процент, который выходит за рубеж в среднем распространяется по странам Европы (в основном, в приоритет выделяется Германия и Франция), США, Китая и Южной Кореи.
Однако растет внимание компаний и к тем регионам, где хорошо выстроена система поддержки зарубежных стартапов – выделяются гранты на софт-лендинг в местных инкубаторах или технопарках, компаниям содействуют в нетворкинге на первых порах, иногда даже помогают с регистрацией юридического лица и открытии счета.
Такие программы есть у большинства европейских стран, а в Китай часто можно попасть через российско-китайские инициативы или местного стратегического партнера. Германия традиционно воспринимается как центр промышленных технологий, решений b2b, автоматизации производств. При этом, например, Великобритания практически вдвое обгоняет Германию по объему инвестиций в стартапы и каждый год сокращает разрыв по количеству сделок по выходу с США. То есть у каждой страны есть свои преимущества, в том числе в программах поддержки и в активности венчурного рынка.
– Сколько времени в среднем необходимо стартапу, который решил выйти за рубеж? От чего это зависит?
– Все зависит от рынка, самого проекта и того, что он понимает под «выйти за рубеж». Открытие юридического лица может занимать от нескольких часов до нескольких месяцев, но если речь о том, что привлечь инвестиции или начать продавать, то здесь результаты прямо пропорциональны заложенным усилиям и правильному входу на рынок – смогли ли привлечь правильного партнера, который помог с сертификацией? Договорились ли с местными властями или инфраструктурой о поддержке? Есть ли партнеры, которые могут помочь быстрее выйти на релевантных контрагентов или покупателей? Знаете ли вы, где искать инвестора? От этих вопросов, а также того, насколько быстро стартап с ними справится, зависит то, сколько времени потребуется на выход на рынок.
Для начала работы на международном рынке проекты могут попробовать протестировать свою разработку на международных конкурсах технологий или поработать с международным заказчиком в корпоративном акселераторе, чтобы полученные результаты представлять потенциальным инвесторам. Часто именно это становится решающим фактором для глобального инвестора при оценке компании.
– Расскажите про сегмент корпоративных инноваций, насколько акселерация востребованный инструмент у компаний?
С точки зрения работы с инновациями корпоративый сектор становится все более активным.Так, количество корпоративных венчурных сделок за прошлый год выросло более чем вдвое – с 23 в 2017-м до 47 в 2018 году. Растет и количество корпоративных акселерационных программ: по официальным данным, в 2018 году их запущено около 20, о поиске инновационных решений объявили такие игроки, как ВТБ, МТС, Сбербанк, Unilever. Задача ближайших лет – научиться работать с инновациями системно.
Корпоративный акселератор – один из наиболее универсальных инструментов, с которого при наличии сформированной инновационной политики компания может начать работу с «открытыми инновациями». Акселераторы бывают двух видов: внутренние (как, например, у МТС), когда компания полностью отстраивает механизмы поиска, оценки и внедрения найденных проектов самостоятельно. И внешние, когда к решению задачи привлекаются профессиональные игроки – внешние консультанты по развитию инноваций, которые помогают полностью упаковать весь цикл. На западных рынках такие услуги пользуются спросом. К международным внешним акселераторам, таким как Plug and Play, Singularity University, Rocketspace, Runway, 500 Sturtups, Betaworks, обращаются крупные компании со всего мира. В России эту работу организуют, например, GenerationS и РВК.
Однако важно понимать, что акселератор – это не технологии ради технологий. Технологическое развитие всегда должно давать результат для бизнеса. Работая с акселератором, компания начинает лучше понимать, как оптимизировать производственные и продуктовые цепочки, улучшить экономику процессов и «выращивать» стартапы под конкретные задачи.
– Расскажите о наиболее перспективных текущих проектах вашей компании?
– GenerationS – корпоративный акселератор. Мы помогаем крупному бизнесу начать работу с «открытыми инновациями». Решаем сразу несколько задач. Прежде всего, акселератор занимается поиском идей и проектов, как на региональном, так и на международном уровне. Затем, что самое важное, он помогает оценить, насколько найденная технология уникальна, можно ли ее встроить в существующие процессы и каким будет результат от ее использования.
В 2018 году к нашим услугам обратилась Группа ВТБ. Сейчас в рамках совместного акселератора на базе Банка ВТБ проходит пилотирование 7 найденных нами стартапов. Еще пять стартапов находятся на этапе проработки потенциальных бизнес-кейсов для запуска пилотов совместно с различными подразделениями банка. В случае выполнения всех поставленных КПЭ, каждый из них сможет претендовать на долгосрочное партнерство с банком.
Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК.
Работает в РВК с 2011 года. Ранее занимала должность эксперта методологии и контроллинга инвестиционной деятельности проектного офиса «Роснано» и Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России.