Найти в Дзене
ПарфюМир

«Новая заря»: одеколон для Сталина, духи для Терешковой...

Оглавление

Продолжение истории самой знаменитой парфюмерной фабрики страны.

Итак, наступили 20-е годы. Новая заря» работает в составе треста «Жиркость», руководит ей француз Август Мишель, он же создает знаменитую «Красную Москву»… Что же дальше? А дальше – долгие годы триумфа!

Когда в Москву переехали столица и все советское правительство, то начался дележ производственных помещений. Фабрику решили отдать Монетному двору, но нашлась среди брокаровских сотрудниц по совместительству пламенная революционерка Евдокия Уварова. Она пошла к Ленину и чудом убедила его не менять назначение промещений - все строилось под парфюмерное производство и для Монетного двора будет слишком много работы по переделке. Завод Уварова отстояла.

Фабрика потихоньку становится главным парфюмерным производством страны, а к 30-м годам - почти монополистом. В те годы был курс на узкую специализацию фабрик и парфюмерное производство отдали самым крупным - московской "Новой заре" и ленинградскому "Северному сиянию", остальные комбинаты до некоторых пор были заняты только косметическими средствами.

Именно эту фабрику отстояла Уварова.
Именно эту фабрику отстояла Уварова.

Правда, играть парфюмерным гигантам приходится по новым правилам – ароматы должны быть простыми и патриотичными. И то, что по французским рецептам - про это никому знать не нужно... Никаких сентиментальностей в упаковке и тонких ароматов - буржуазия и мещанство.
Следуя новым веяниям Август Мишель создает духи «Кремль» в почти игрушечном, но неромантичном флаконе – еще один парфюм-долгожитель, который выпускался до 90-х. А вот собранную следом «Манон» сначала забраковали за легкомысленные буржуазные ландыши – аромат пришлось утяжелять…

https://mtdata.ru
https://mtdata.ru

В 1930-м году директором фабрики стала жена наркома Молотова Полина Жемчужина. Она не имела никакого отношения к отрасли, но была женщиной и экономистом – все это пошло фабрике на пользу. Жемчужина не особо касалась парфюмерии, зато взялась за расширение ассортимента и снизила цены. Фабрика поработала себе в убыток, но зато продукция «Новой зари» стала доступной даже для необеспеченных девушек. Потом цены повысились, а девушки все равно изыскивали средства на уже полюбившиеся духи и помады... Да, Жемчужина уже тогда знала основы маркетинга!

http://rusfishjournal.ru
http://rusfishjournal.ru

Вскоре духи «Новой зари» стали представляться на международных выставках и получать награды. Но, хотя СССР к концу 30-х занял третье место в мире по выпуску косметики и парфюмерии, в сталинские времена отрасль притормаживали слоганы типа: «Девушки-голубушки, вы не мажьте рожи, лучше мы запишемся в Союз Молодежи!», которые напоминали, что не следует отвлекаться на баловство от главных задач страны.
Сам Сталин был поклонником одеколона «Тройной», а в остальном считал, что парфюмерная отрасль – царский пережиток и ей уделяется слишком много внимания.

-5

Во время войны фабрика не переставала работать, но было не до парфюмов. Производство эвакуировали в Свердловск и уже там выпускали мыло, зубной порошок, кремы и канистры одеколона для госпиталей. Парфюмерная линия заработала ближе к концу войны – были выпущены духи «Жди меня» и возобновлено производство «Красной Москвы». «Новая заря» вернулась в Москву, а на базе ее мощностей в Свердловске основали фабрику «Уральские самоцветы».

-6

Послевоенная «Новая заря» выпускала духи нон-стопом! Причем, многие просто не успевали стать популярными - их снимали с производства после нескольких партий. И далеко не все парфюмы были шедеврами…
К каждому более-менее значимому событию в стране «Новая заря» была обязана что-то выпустить. К 10-летию Октябрьской революции вышел «
Красный Мак», к юбилею Пушкина - «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Пиковая Дама».

-7

В честь покорения космоса вышли одеколон «Восток», духи «Спутник», «Восход», «Слава» и после полета Валентины Терешковой - «Ярославна»«Юбилейные», «Щит и Меч», «Триумф», «Торжество», «8 Марта», «В полет», «Олимпиец», «Мишка» - все они имели государственное значение. А вот "Наш юбилей" были сделаны к 100-летию самой "Новой зари".

http://klubkom.net
http://klubkom.net

Но помимо обязательных ароматов выходили еще и духи «для души» - «Каменный цветок», «Жемчуг», «Вечер», «Дебют», «Золушка», «Признание», «Фуэте» и многие, многие другие...

О советских парфюмерах, работавших на «Новой заре» и о том, какой район в Москве застроился под фабрику - в продолжении…

>Следующая часть: знаменитые духи и неизвестные парфюмеры

< Предыдущая часть: как французы Россию к парфюмерии приучали