Наверное, это самое странное сооружение в Самаре. Ее история окутана множеством тайн и домыслов. Слоны - главное ее украшение и гордость.
Ее никогда никто не пытался выкупить, переделать под отель, ресторан,или просто "для себя" . На сегодняшний день дача - объект культурного наследия федерального значения . Но таковым она стала совсем недавно. Узнаваемых слонов легко найти на всех экскурсионных буклетах, но мало кто из простых обывателей о ней знает. Дача-невидимка. Она и есть и нет
Родитель, строитель и хозяин странной дачи
История господ Головкиных началась еще в середине 19 века. Именно в это время в городе появляется Павел Иванович Головкин. Пришел в город пешком и все начинал с нуля. Он был настолько беден, что не было возможности открыть собственную лавку. На жизнь он зарабатывал продавая пряники на улице - коробейником. Но уже к концу того же 19 века купец Головкин - уважаемый человек. Поднялся он на торговле обоями - диковинным по тем временам товаром.
Его сын - Константин Головкин , рожденный в крепкой купеческой семье, не стал "прожигателем жизни" Возможность не думать о хлебе насущном он использовал себе и людям во благо. В 1904 году покупает одним из первых в Самаре автомобиль " Опель". Основал яхт клуба.
Но более всего его привлекало искусство. Он не был профессионалом. Считал себя любителем. В Самаре держал магазин художественных принадлежностей. Провел 16 персональных выставок. Успешно. Был основателем и руководителем Художественного отдела Самарского публичного городского музея. Человек не без талантов. Увлеченный и увлекающийся. Такой и должен был создать что то необычное. И он создал. Вернее построил. Дачу со слонами.
Конец 19 века - ознаменован появлением модерна в архитектуре. Он пришел на смену классицизму. И был нечто новым для Европы, а уж для провинциальной Самары. Особенностью Модерна того периода были округлые линии и ассиметричность в деталях. Это искусство было первым искусством в истории человечества, которое не имело ни исторических корней, ни национальных оттенков.
Разность объемных пропорций для наблюдателя должна оставаться загадкой - где первый этаж переходит во второй, а второй, в свою очередь, снова переходит в первый. Композиция здания представляет единый образ, неразделимый на чёткие объемы и элементы здания.
Как видно, макет имел некоторые отличия. В создании дачи принимал участие самарский архитектор В.В. Тепфер.
«Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал всё сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная» вспоминал В.П. Акимов, служивший у Головкиных Мальчиком. В последствии - прославленный куйбышевский архитектор.
Многим архитектура здания понравилась. Она была абсолютно необычна, и не напоминала ни о каких известных на то время проектов. Но были и те, кому она не нравилась. К примеру художник Г.П. Подбельский говорил, что дача напоминает ему макет игрушки в модернистском стиле.
Во второй части статьи я расскажу, какие мистические истории связаны с этим местом
Подписывайтесь на мой канал. У меня интересно! Отписаться всегда успеете.