Способна ли наука ответить на вопрос о причинах страдания человека? Не являются ли нейронауки ложным путем разумного человечества? Обречены ли мы страдать вечно, или страданию может быть положен конец?
"Во многой мудрости много печали, и умножение познания умножает скорбь...", - эта фраза из книги Экклезиаста справедлива. Но справедлива она лишь с тем допущением, что в данном случае под знанием мы подразумеваем накопление информации, обучение новому, систематизацию, классификацию и каталогизацию всех известных науке явлений, в том числе явлений душевных...
Впрочем, эта фраза справедлива и тогда, когда мы рассматриваем человеческую жизнь не через призму радужных иллюзий, а во всём её событийном многообразии, и готовы смириться с тем, что в ней помимо радостных событий есть и расставания, и потери, и разочарования, и одиночество, и старение, и смерть...
И лишь тогда, когда познанием мы будем называть поиск истины о себе, поиск в себе самом, а не вовне, эта формула перестанет работать. Истинное знание о себе не почерпнуть из книг, не получить в самоанализе, оно может быть только выработано в присутствии Другого.
Для выработки аналитического знания необходима переработка руды сновидений, ассоциаций, оговорок, ошибок, симптомов, острот, - всего того, на что обычно не обращается внимания, но чему в пространстве психоаналитического кабинета предоставляется место и слово. Ведь если есть эти явления, эти явные свидетельства того, что что-то не клеится, значит, они имеют смысл? Возникая в разрыве между намерением и желанием, они указывают на бессознательное. А наличие бессознательной части психики говорит о том, что часть знания о себе человеку недоступна. Эта разорванность ткани истины мешает человеку понимать себя и, как следствие, мешает ему общаться, любить, работать, наслаждаться жизнью...
Психоанализ помогает в распутывании душевных узлов, предлагает посмотреть на себя со всех сторон, а не с одной лишь освещённой солнцем или скрытой во мраке. Знакомство с собой настоящим никогда не бывает бесполезным. И это знание не может быть скорбным.
Аристотель говорил, что всякое познание начинается с удивления. Что-то поражает наш разум, изумляет, потрясает, выводит из привычного равновесия, обыденного состояния ума и таким образом ведёт нас от одних вопросов к другим, мы переключаем своё внимание с вопросов бытовых, частных, на вопросы более сложные, заставляющие задуматься о мироустройстве.
С удивления начинается и психоанализ - как процесс познания устройства собственной души. И удивление это в психоанализе возникает не по поводу некоего абстрактного знания об "устройстве людей", а по поводу того, что открывается в себе самом.
Целью психоанализа является истина, истина личной субъективности. А знание собственного мироустройства примиряет нас с данностями человеческого существования, даёт возможность выстраивать отношения с людьми без боли и страха, делает нашу жизнь полной, позволяя нам проживать в реальности то, о чём мы лишь грезили.
Анастасия Гареева, (не)страшный психиатр