Найти в Дзене
Iminany

История образования турецкой музыки

Становление турецкой музыки началось еще в Османский период. Долгие годы жизни государства не прошли даром. Имея разнообразных соседей, музыкальные традиции перемешались с иранскими напевами, а кое-где и с русскими. Появление и онтогенез цивилизации обычно начинается с развитием культуры и образованием фольклора или народного творчества.

Сложно сказать когда же именно появились первые турецкие мелодии, но известно, что в десятом веке в период властвования сельджуков на землях современной страны местные музыканты, с завидной активностью, придумывали свои произведения. Они являлись миру в виде переплетённых разнообразных музыкальных мотивов востока с добавлением ритмов, характерных для малоазиатской культуры.

-2

Начиная с тринадцатого века в городе Конья появляются, ставшие в последствии очень популярными, рассказчики из народа, называемые «озанами». Позже, данные озаны стали представлять свое устное творчество, бродяжничая по стране и распевая уже имеющиеся народные песни. То есть, бродячие артисты стали изначальными носителями национального фольклора. В итоге жители прозвали их «ашиками».

Ашики ходили между деревнями и давали представления: кто-то пел песни и играл музыку своего собственного сочинения, а кто-то использовал уже имеющуюся. Популярность ашиков принесла им не только славу — они стали героями разнообразных легенд и сказок.

Там же в Конье в те же времена популяризируется знаменитый на весь мир орден дервишей. Эта организация обучала своих членов правильному погружению в транс с помощью оригинального танца. Таким образом они получали просвещение и могли связаться с божественными энергиями. Увидев данный танец, зрители оставались под очень глубоким впечатлением, а его мистические и завораживающие мелодии звучат до сих пор. Их используют авторы многих местных произведений.

-3

Как всем известно, с приходом Сулеймана Великолепного, страну постиг культурный бум. Активно начали внедряться европейские замашки в архитектурную, музыкальную, живописную среду. А в шестнадцатом веке Франциск Первый даже отправил султану личный придворный оркестр, который с помощью своих произведений передал огромную благодарность османам за победоносный исход войны с Австрией.

В семнадцатом веке в Стамбул начали активно приезжать деятели искусства из европейских стран, это безусловно увеличило интерес местного привилегированного сословия к завозной музыке. Однако, особого заимствования традиций Европы в данной сфере не произошло.

В 1330 году свершилось создание первого янычарского полка султаном Орханом. Солдаты, находящиеся в этом полку, набирались еще в детском возрасте, причем не только среди своих людей. Мальчиков забирали из семей покоренных народов. Поэтому в те времена янычарами были и русские, и украинцы, и румыны и болгары. Благодаря своей военной выправке и отменным знаниям, которым они обучались с самого детства, полк быстро превратился в привилегированную часть султанской армии, поэтому образование собственного оркестра не заставило себя ждать. Название такому оркестру дали — «мехтеп», они играли не только традиционные турецкие мотивы, но и мелодии других стран.

-4

В период походов в Европу, с целью завоевания, янычарский оркестр привлекал своей музыкой благодаря неизвестным для европейцев инструментам. А когда янычары отступали, то для облегчения побега, они избавлялись от своей музыкальной ноши. Инструменты выкидывались прям на дорогу, а некоторые воины вообще предпочитали избавиться от существующей жизни и прятались в европейских деревеньках, тем самым привнося в их культуры турецкую музыку.

В Российской империи музыка османов обрела популярность во время последних лет правления Петра Первого. Правда настоящий оркестр янычар появился только при Елизавете, до этого момента все исполнения турецкой музыки были лишь в виде подражания.

После образования Турецкой Республики и прихода Ататюрка, у турок уже был неплохой запас традиционного народного творчества. В начале двадцатого века на место оперетт пришли симфонические оркестры. В Анкаре открыли первую Консерваторию, а позже и оперный театр. К 50-ым годам популяризируются эстрадные направления, а к 70-ым — в страну активно внедряется зарубежное наследие рок-культуры. Сегодня музыка в Турции делится на множество направлений, среди которых можно встретить как смесь с древними традициями, так и мотивы с западным характером